Что нужно, чтобы стать айтишником

Пойти в IT

Что нужно, чтобы стать айтишником в Беларуси?
Что нужно, чтобы стать айтишником? Как школьников заманивают в мир высоких технологий? Правда ли, что гуманитариям в эту сферу вход заказан? Об этом мы поговорили с заместителем директора Парка высоких технологий Александром Мартинкевичем.

Александр Мартинкевич


– Можно ли стать айтишником, окончив курсы, или высшее образование обязательно?

– Диплом не является проездным билетом в IT. Даже несмотря на кадровый голод, нам нужны специалисты, которые что-то знают и что-то умеют. Все заинтересованы брать лучших. И статистика показывает: большинство из них – это выпускники вузов.

– Кадров сейчас не хватает. Что можно сделать, чтобы больше молодых людей выбирали IT-сферу?

– Даже несмотря на то что эта работа высокооплачиваемая, перспективная и интересная, не вся молодежь готова вложить силы в достижение успеха. Многие привыкли почему-то получать все и сразу.

Как правило, самая короткая дорога в IT идет через технические специальности. На них сегодня сдаются три ЦТ: русский, математика и физика. И вот физика – тот камень преткновения, который не позволяет привлечь как можно больше людей. В прошлом году 40 процентов учащихся не преодолели минимальный порог баллов по этому предмету. Более того, многие ребята, которые имеют хорошие математические навыки, математический склад ума, сознательно, возможно, из-за страха отбрасывают физику и сдают иностранный язык. И тогда у них одна дорога – на экономический профиль. Хотя если заглянуть на сайты по трудоустройству, то соотношение между количеством вакансий и резюме претендентов в этой сфере где-то 1 к 9.

Мы внимательно изучаем этот вопрос и готовим документы, чтобы в конце ноября выйти в Министерство образования с инициативой: заменить для части технических специаль­ностей, после которых потом идут в программисты, вступительный экзамен по физике на экзамен по английскому языку. Это целе­сообразно еще и потому, что более 90 процентов всего, что разрабатывают наши компании, поставляется за рубеж. И без знания английского работать в IT-отрасли невозможно.

Семинар для преподавателей в Белорусско-Индийском учебном центре в области ИКТ

Семинар для преподавателей в Белорусско-Индийском учебном центре в области ИКТ


– Нужны ли гуманитарии в IT?

– Не все специальности у нас связаны чисто с разработкой. Есть много позиций, где знание иностранного языка и умение коммуницировать более важны, чем знание железа и программирования. Например, специалист по продвижению продукта, технический писатель. И выпускники лингвистического университета хорошо справляются с этой работой. Педагоги, прошедшие переподготовку, подходят для работы в качестве тестировщиков. Если человеку предложить вместо диктанта проверять какую-нибудь программу, он и в ней моментально будет находить ошибки. Сегодня востребованы бизнес-аналитики. Они должны быть коммуникабельными, хорошо владеть иностранным языком и неплохо представлять процессы, которые происходят в той или иной отрасли.

К тому же у нас есть свой учебный центр, который занимается переподготовкой всех, кто хотел бы работать в IT, независимо от предыдущего образования.

– Как вы способствуете развитию образования в сфере информационных технологий?

– Традиционно, когда выпускник вуза приходит на предприятие, ему выделяется наставник, который начинает обучать его практическим навыкам и умениям. Сегодня в IT при высоких заработных платах стоимость этого наставника, которого приходится вырывать из производственного процесса, достаточно высока. Задача стоит такая, чтобы после окончания вуза выпускник приходил и сразу начинал работать. Поэтому с первых дней существования Парка у нас реализуются несколько программ по сотрудничеству с вузами.

Мы создаем совместные лаборатории, где работают как преподаватели, прошедшие специальную подготовку, так и представители компаний. Такие лаборатории есть не только в технических вузах, но и в БГЭУ, МГЛУ. Также выделяем и оборудуем специальные помещения и открываем в наших компаниях филиалы кафедр. Выходит, что теорию студенты изучают во время лекций в университете, а потом приходят на лабораторные занятия в наши компании и получают те практические навыки, которые нужны в производстве.

Информационные технологии


– Как вы работаете со школьниками?

– Даем детям информацию. Например, в этом году у нас проходила профориентационная неделя под названием «Войти в IT». Вместе с преподавателями технических вузов посетили 15 городов во всех областях. Параллельно наши компании, которые расположены по всей стране, проводили день открытых дверей.

Сейчас, во время осенних каникул, к нам потоком приезжают школьники. Мы знакомим их с Парком, компаниями, профессиями, которые существуют. Такая работа у нас ведется круглый год.

Также Парк высоких технологий, наши компании выступают спонсорами всех республиканских олимпиад по математике, физике, информатике. Мы являемся одними из организаторов Белорусского национального инженерного конкурса, задача которого – поддержать детскую науку.

Для нас очень важны образовательные проекты. Одно дело – рассказать, а другое дело – внедрить информационные технологии в учебный процесс. Чем активнее это будет происходить, тем больше интерес и мотивация к их изучению в дальнейшем. Ежегодно спонсируем и открываем к началу учебного года IT-академии, в которых ведется работа со школьниками, учителями и даже со старшим поколением. Такие академии уже действуют в Орше, Новополоцке, а в сентябре мы открыли еще одну в Лиде.

* * *


– Несколько лет назад провели исследование и обнаружили, что большинство выпускников средних школ достаточно спонтанно решают, куда поступать. Как правило, основное влияние на выбор профессии оказывают родители, особенно мама, и они не всегда владеют текущей ситуацией на рынке труда. Родители помнят, что было актуально, когда они сами поступали, и советуют ребенку идти именно туда. Например, в советское время была очень популярна профессия дипломата. Поэтому сегодня стремятся на факультет международных отношений, не задумываясь, что по окончанию далеко не все из них будут работать по специальности. Многие видят детей банкирами, вспоминая волну 1990–1992 годов, когда банки достаточно активно развивались.

Наша задача – популяризовать технические специальности. Любые: инженерные, связанные с машиностроением, информационными технологиями… Мы считаем, что будущее страны, ее богатство и успешность определяются в первую очередь количеством технических специалистов и уровнем развития технического образования в стране. Сколько стоит технологичная компания? Например, сегодня стоимость Apple на бирже 617 миллиардов долларов. Это 10 ВВП Беларуси. Технологичные компании – это деньги, потому что они занимаются созданием того, что можно продать.

  • За 6 лет в Парке создано более 13 тысяч новых рабочих мест

  • Количество вакансий – 3 тысячи

  • 70 процентов работающих в Парке – молодежь до 28 лет

  • 32 процента работников, или около 6 тысяч, – женщины

  • 80 процентов пришедших на работу выпускников учились на бюджете

ТОП-20 IT-ФАКУЛЬТЕТОВ

БГУИР – ф. компьютерных систем и сетей

БГУ – ф. прикладной математики и информатики

БГУИР – ф. информационных технологий и управления

БНТУ – ф. информационных технологий и робототехники

БГУ – механико-математический ф.

БГУИР – инженерно-экономический ф.

БГУ – ф. радиофизики и компьютерных технологий

ГрГУ – ф. математики и информатики

ГомГУ – математический ф.

БГУИР – ф. компьютерного проектирования

БоГТУ – ф. электронно-информационных систем

БГУИР – ф. радиотехники и электроники

ПГУ – ф. информационных технологий

БГУИР – ф. телекоммуникаций

БГЭУ – ф. менеджмента

АУПРБ – ф. инновационной подготовки

БрГУ – физико-математический ф.

ГомГУ – физический ф.

БГТУ – ф. информационных технологий

МГВРК – ф. профессионального обучения
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter