Премьера спектакля "Синяя птица" прошла в обновленном ТЮЗе

Поймать синюю птицу

Одно из первых детских воспоминаний моего армейского друга Викентия Вератилы связано с тем, как его по слякотной московской метели в шумной компании несмышленых дошколят повели на «Синюю птицу» во МХАТ. Именно тогда и зажглась в нем трепетная искра интереса к театру. Правда, не все одноклассники прониклись сказочной историей Мориса Метерлинка, а некоторые остались глухи к ее романтическому началу. Иначе как объяснить, что кто–то, повзрослев, открыл автосервис, стал зубным врачом или легкомысленно связался с криминалом. Почему в ком–то прорастают зерна прекрасного, а в ком–то нет — вот настоящая загадка.

«Синяя птица» — вещь знаменитая. И лучшего материала для открытия Белорусского республиканского театра юного зрителя после изнурительной пятилетней реконструкции трудно себе представить. Слышал скептиков, каркавших, что ремонт не закончится никогда. Такая история как пьеса Метерлинка окрыляет, после ее просмотра действительно хочется воспарить куда–то к облакам. Хорошую и понятную детскую пьесу найти сегодня, как мне кажется, довольно сложно. За исключением новогодних сказок, правда, все они на одно лицо: главная задача там вовремя встретить Новый год.

Главный режиссер театра Владимир Савицкий поставил Метерлинка бережно, с пиететом к традиции, сохраняя пряный дух рождественской сказки. Ну и что, что на дворе лето? Такой театр, как ТЮЗ, живет по своему календарю и сам устанавливает себе праздники.

Режиссерский почерк Владимира Савицкого всегда тяготел к реализму, лаконичности. В центре его внимания разговор о человеке. Савицкий — хороший рассказчик. Многие помнят его «Дикую охоту короля Стаха» или «Сны о Беларуси» в театре им. Я.Купалы. Там сохранен баланс между внешней изобретательностью и целостностью повествования.

Главной задачей режиссера было создать спектакль–праздник, спектакль–феерию, объединяющий публику разных возрастов и незаметно демонстрирующий новые возможности тюзовской сцены. Премьеру, которая во весь голос сказала бы: «Мы вернулись домой!» И существовать теперь мы будем не на птичьих правах.

Все переливается и сверкает, оживают предметы, животные обретают язык. И это отнюдь не рагу из «Синей птицы», а стильный и образный мир, придуманный не впопыхах, а с любовью к Метерлинку и всему бэкграунду его пьесы. Тут есть даже какие–то ностальгические нотки по детскому спектаклю двадцатого века как таковому.

Конечно, интересно было бы проникнуть в мысли какого–нибудь современного школьника, чтобы понять, действительно ли после всех компьютерных игр, цветастой голливудской анимации и прочих визуальных чудес его сегодня способен захватить такой рассказ. Верит ли он, что у сахара, огня и воды есть душа? Отталкиваясь от премьеры, разговор можно вести и шире: должна ли меняться тюзовская эстетика? Например, в репертуаре недавно гастролировавшего Московского театра юного зрителя наряду со сказками есть и предельно жесткие высказывания. И не каждый взрослый их осилит. Хотя режиссер Генриетта Яновская божилась, что для нее нет разницы, ставить «Волк и семеро козлят» или «Собачье сердце». Все она делает с самоотдачей, а уж захватывает зрителя или нет — вопрос вкуса, настроения и образования. Но возрастного ценза даже в детском театре быть не должно. Многие семейные пары, по ее словам, приходят на спектакль «Волк и семеро козлят» по нескольку раз.

Вопрос эстетики — разговор длинный и нудный. Поэтому лучше о хорошем.

Если вы еще не были в реконструированном ТЮЗе, вам туда. Лично я сходил в новое здание уже неоднократно, однажды даже с приклеенной бородой, чтобы не примелькаться. Ходил и жмурился от окружающей роскоши, чувствуя себя в каком–то средневековом французском замке. Прийти сюда стоит непременно.

Чтобы восхититься росписью потолков, красотой паркета и зеркал, сделать пару–тройку пристойных селфи, потолкаться с малышней в буфете, где цены обрадуют любой семейный кошелек. Соки, мороженое, лимонад «Крем–сода» продаются тут отнюдь не по спекулятивной цене. Закроешь глаза и кажется, что вот–вот поймаешь за хвост свою синюю птицу.

Для любого театра ремонт — серьезное испытание. Иногда сильнее всех кадровых рокировок. Но так уж складывается, что наши коллективы выходят из него с честью. ТЮЗ примкнул к этой компании, справедливо рассудив, что лучше «Синяя птица» в репертуаре, чем где–то в небе.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Советская Белоруссия № 107 (24737). Вторник, 9 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter