С 1 марта вступает в силу запрет на ловлю щуки

Поймал, погладил, отпустил?

СОВСЕМ скоро начнется нерест, а значит, рыбакам к воде лучше не приближаться. Тем более что штрафы за незаконную ловлю сейчас немалые — практически любое задержание браконьера выливается для него в миллионные суммы. А с 1 марта вступает в силу запрет на щуку. Выловишь ее в период нереста — готовь 9 базовых величин, или 1 миллион 890 тысяч. Меры жесткие. И хорошо. Пусть боятся. Нам, нормальным людям, от этого только лучше: не сведется в озерах и реках рыба, будет где посидеть с удочкой и нам, и внукам нашим. Далеко не всем такие жесткие меры пришлись по душе, но большинство добропорядочных рыбаков понимает, что бесконтрольный лов быстро «выхолостит» наши запасы. А кто их пополнит?

В Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте недавно сравнили, как организована плата за любимое времяпровождение с удочкой у нас и у некоторых соседей. Кстати, прежде считалось, что ловом занимается около 10 процентов жителей нашей республики, сейчас, говорят, эта цифра явно выше. А среди прибалтов, к примеру, адепты «тихого» отдыха на берегу составляют около 28 процентов!

В большинстве стран бесплатно можно рыбачить только при условии лова с берега одной удочкой и с одним крючком. Хочешь большего — открывай кошелек. Скажем, в Польше каждый любитель обязан иметь карту рыбака — лицензию на рыбную ловлю, членский билет с наклеенной маркой местного рыболовного союза. Будь добр, пане, оплати членские взносы на год, заполни путевку с датой и номером участка, тогда и закидывай. В Чехии для ловли на государственных водоемах прихватите местный рыболовный билет и лицензию на лов рыбы. Причем просто так его не дадут — нужно сдать письменный экзамен из 25 вопросов на знание «лосося и карася», то есть способов и правил этого промысла. В Германии до 15 лет разрешение не требуется, однако всем, кто старше, нужна карточка местного рыболовного союза, которая обходится примерно в 50 — 200 евро. Вытащил рыбешку из водоема — должен сразу записать ее вес и размер в специальную карточку-журнал.

Еще один любопытный факт из жизни добропорядочных «бюргеров». На частных прудах хозяин собирает со всех клиентов по 20 евро и выпускает из пруда-приемника ровно столько форели, сколько предусмотрено правилами — по 6—7 рыбин на человека. Теперь лови! Можно и «соседскую» вытащить, а не справился — никто плату не вернет. Еще одна немецкая практика: участки рек закрепляют за рыболовными обществами, члены которых имеют право ими пользоваться. И за это выкладывают несколько сотен евро в год. Причем в этих угодьях они знают практически каждую рыбу «в лицо». Выловили — ее тут же отпускают. Нагрянет «чужак» без разрешения — штраф, при неоднократном и злостном нарушении он достигает 5 тысяч евро.

Чем вызвана такая практика? Тем, что рыболовами-любителями рыба здесь не рассматривается как источник пищи. Нет у европейцев желания тут же сварганить из улова ушицу, закоптить или засолить форелюшку. Здесь многие десятилетия рыбачат по принципу «поймал-отпустил»: эффект потрясающий. Смотришь в изумлении, каких сомов сейчас ловят (их выпускают, конечно) во французской Роне или испанской Эбро. Ну а мы, посматривая на все эти их «привычки», тоже начнем потихоньку европеизироваться, не только «тягать», но и отпускать рыбу. 

Многие знакомые рыбаки так делают. А БООР недавно вообще конкурс на лучший пойманный и отпущенный трофей объявило. Хотя до Европы, где выпускается до 90 процентов всей пойманной рыбы, еще далеко. Знакомый рыбак рассказывал, как однажды с товарищем его едва не побили местные рыбаки, когда они после фотосессии с двумя трофейными сомами взяли и отпустили их. Правда, было это в далекие и голодные 90-е. Но менталитет у нас такой, от свежей рыбы на столе мы не отказывались ни тогда, ни теперь. Поэтому оставить обитателей водоемов в покое хотя бы в период нереста в наших собственных интересах. 

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter