Пойдет ли впрок прошлогодний урок?

Складывается впечатление, будто все знают, как повысить отдачу сельхозугодий, продуктивность дойного стада, крупного рогатого скота. Однако на практике отдача далеко не та, несмотря на поддержку государства. Только за 2011—2013 годы в отрасль вложено пять миллиардов долларов США, в том числе около двух миллиардов — на строительство и модернизацию ферм.

В ПОСЛЕДНЕЕ время по поводу увеличения эффективности сельского хозяйства можно услышать немало предложений

Складывается впечатление, будто все знают, как повысить отдачу сельхозугодий, продуктивность дойного стада, крупного рогатого скота. Однако на практике отдача далеко не та, несмотря на поддержку государства. Только за 2011—2013 годы в отрасль вложено пять миллиардов долларов США, в том числе около двух миллиардов — на строительство и модернизацию ферм.

За минувший год сельхозпредприятия получили более 1300 тракторов, преимущественно энергонасыщенных, 440 зерноуборочных и 530 кормоуборочных комбайнов, немало другой техники. Сдано 47 новых и реконструировано 228 молочно-товарных ферм нового типа. Однако финансово-экономическое состояние отрасли не устраивает ни руководство страны, ни производителей сельхозпродукции.

Почему? Какие потери понес АПК из-за недостатков в работе и упущенных возможностей? Наконец, что необходимо сделать для повышения эффективности отрасли и реализации незадействованных резервов? Эти вопросы созвучны с теми, что в ближайшее время будут обсуждаться у главы государства. Поэтому министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц на вчерашней коллегии практически не акцентировал внимания ее участников на отдельных успехах. Ведь в отрасли немало проблем, которые требуют коллективного обсуждения.

Уже не первый год очень сложным и неустойчивым остается производственно-финансовое состояние сельхозпредприятий. Они по-прежнему испытывают острый недостаток собственных оборотных средств. Растут финансовые обязательства, в том числе и просроченные. На 1 декабря минувшего года в АПК они достигли почти 68 триллионов рублей и увеличились за 11 месяцев на 34 процента. Уже зашкаливают просроченные обязательства — 6,5 триллиона рублей, прибавив за январь—декабрь почти 50 процентов. Увеличилось количество убыточных сельхозпредприятий, сократились их доходы.

Влияние на ситуацию в АПК в немалой степени оказывает опережающий рост цен на промышленную продукцию и материальные ресурсы. За минувший год он оценивается в 6 триллионов рублей, в то время как за счет увеличения закупочных цен компенсировано лишь около 2,1 триллиона рублей. Для улучшения ситуации некоторые в очередной раз предлагают повышать закупочные цены на сельхозпродукцию. Но этот путь укрепления аграрной экономики практически неприемлем. По мнению специалистов Минсельхозпрода, нужно максимально задействовать внутренние резервы для снижения затрат на производстве продукции. С нынешнего года главным показателем работы станет прибыль в расчете на балло-гектар.

Леонид Заяц проанализировал ситуацию во всех отраслях АПК, делая акцент не на производственные, а финансово-экономические показатели и незадействованные резервы.

Наибольшие потери республика понесла от недобора зерна — более трех триллионов рублей. И это при том, что на его производстве были задействованы основные усилия сельхозорганизаций. Однако 338 хозяйств получили с каждого гектара менее 20 центнеров зерна и около 90 — недотянули до 15 центнеров. Рентабельность его продаж, по предварительным данным, в целом по республике ожидается около 10 процентов. А в Витебской области зерно и вовсе убыточно.

Ухудшается ситуация с внесением органических удобрений, не выполнен график поставок туков, известкования кислых почв. Не полностью использованные возможности производства зерна, маслосемян рапса, сахарной свеклы по итогам года оцениваются примерно в два триллиона рублей.

Нет должных результатов и в кормопроизводстве. Главным видом фуража для скота стал кукурузный силос, в большинстве случаев несоответствующий требованиям по кислотности и содержанию белка. Это лишь одна из причин крайне неблагоприятного положения в молочной отрасли. Если в 2000 году в расчете на одну кормовую единицу приходилось 120 граммов сырого белка при норме 140—160, то в позапрошлом и прошлом этот показатель не превышал ста граммов. Только по этой причине недобор молочной продукции оценивается как минимум в 1000 килограммов молока от коровы, или более 1,3 миллиона тонн по стране. Недополученная выручка от реализации такого количества продукции равнозначна более 3,5 триллиона рублей. Из 20 мясокомбинатов с прибылью сработали только Волковысский, Березовский, Брестский и Гродненский.

Проблем в отрасли остается немало. Одни из них уже сняты с повестки дня, другие — лишь частично. Но уже много лет неразрешимой остается льноводство. Практически по всем позициям отрасль ежегодно характеризуется убытками. Минувший год в этом плане тоже не исключение: льноперерабатывающие организации получили 126 миллиардов рублей «минуса». Из 42 льнозаводов только 8 смогли свести концы с концами. В пересчете на условный номер 10 недополучено около 3,4 тысячи тонн льноволокна, что равнозначно примерно 50 миллиардам рублей.

Какие выводы будут сделаны аграриями из результатов минувшего года? Это станет известно уже после посевной, во время заготовки кормов и жатвы, а в животноводстве — в течение трех — пяти месяцев. Но при этом нужно иметь в виду, акцентировал внимание Леонид Заяц участников коллегии, что рост производства придется подкреплять повышением эффективности. Объемные показатели любой ценой уже не нужны.

В работе коллегии принял участие и выступил заместитель Премьер-министра Михаил Русый.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

Продолжение темы — в следующем номере «СГ».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter