Сельская газета

Пойдет ли в науку студент с фермы

Студенты сельхозвузов стали получать больше практических навыков. Но проблемы подготовки молодых специалистов остаются

Раньше выпускникам вузов, пришедшим на производство, в шутку и всерьез говорили: забудьте все, чему учили в университете. Постигайте то, что у нас есть. Тем самым учебные заведения получали упрек в оторванности образования от жизни. Теперь многое поменялось в лучшую сторону, в  том числе и  в сельхозвузах. Освоение практических навыков будущей профессии вышло на первый план. И все же проблемы остаются. Образование надо ориентировать на завтрашний день. Такую задачу поставил Глава государства на II Cъезде ученых.

Фото  tgausz.blogspot.com.by

В этом году на базе МТК «Рыдели» СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района открылся  учебный научно-практический центр по подготовке  студентов Гродненского государственного аграрного университета. Это отдельное здание, оснащенное компьютерами и современным оборудованием, где юноши и девушки на практике изучают рационы животных, анализируют качество кормов, раздают их коровам. Есть возможность освоить процесс анализа молока. Студенты лечат скот и даже сами обрезают копыта.  Учебные классы действуют еще на двух фермах этого же хозяйства, а филиалы кафедр университета —  в 23 сельхозпредприятиях. Сотни студентов в период практики  работают на различных должностях.

Возможность постичь все премудрости животноводства есть и у студентов Белгоссельхозакадемии в Горках. В их распоряжении учебно-научно-производственная молочно-товарная ферма. Здесь можно увидеть полный цикл работы отрасли: от появления телочки на свет до  лактации. Уникальность фермы в том, что здесь фрагментарно представлены различные технологии содержания и доения животных. Студенты не только наблюдают за всем этим, но и сами  кормят и доят  коров. Сюда юношей и девушек приводят с первого курса, чтобы сразу окунулись в производственный процесс, знали все до мелочей.

В Белорусском государственном аграрном техническом университете создан Научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, ведутся фундаментальные и прикладные разработки для АПК. Среди последних — технологическая линия заполнения кассет субстратом и высева семян; агрегат универсальный для возделывания овощных, бахчевых, лекарственных культур и картофеля в системе экологического земледелия; компьютерная программа поддержки принятия решений по оптимизации структуры кормового конвейера.

Как принято говорить, определенные достижения в плане практической подготовки молодых специалистов и сближения науки и практики есть. Но Президент на II Cъезде ученых заявил:  это не площадка для перечисления своих успехов и радужных самоотчетов. Надо настраиваться на решение актуальных проблем. А их, к сожалению, еще много. В том числе и с подготовкой кадров для АПК.

Следует признать: конкурс в аграрные вузы низкий, сюда порой идут, особенно горожане, только ради диплома. Немало выпускников не планируют остаться в сельском хозяйстве. Какой выход?

Его пробовали искать с помощью целевого набора. Помогло. Но не полностью. Потому что на практике целевой набор порой превращается в пародию на хороший и нужный способ подготовки молодых специалистов.  Лишь единичные хозяйства на местах подбирают себе будущих студентов. Зато нередки случаи, когда  при  подаче абитуриентами документов в вуз приезжают работники кадровых служб и чуть ли не на подоконнике оформляют договора с будущими специалистами.  В результате получаются не те целевики, которые нужны. Многие из них не настроены на работу в деревне.

Надо подбирать мотивированных молодых людей. Один руководитель крупного сельхозпредприятия постоянно приходит в местную школу,  ищет тех, кто  согласится в будущем у него работать. Проводит экскурсию по хозяйству, показывает машины, на которых ездят специалисты, дома, где живут, рассказывает о зарплате. Уже в старших классах юношам и девушкам, пожелавшим пойти в аграрные вузы,  назначают стипендию, ее же хозяйство платит и студентам.

Одни выпускники вузов идут на производство, другие — в аграрную науку. Им вместе со старшими товарищами предстоит преодолеть проблемы АПК, которых накопилось немало. Надо поднять производительности труда, рентабельность сельхозпроизводства,  решить накопившиеся финансовые вопросы. Для этого требуются свежие идеи. Дерзайте!

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...