Народная газета

Поясни за шмот

Суровая мода тинейджеров

Подростки устанавливают свою моду, и тех, кто ей не соответствует, могут даже избить
Старая поговорка о том, что встречают по одежке, в современной молодежной среде оказалась на удивление актуальной. Подростки массово вступают в тематические группы в соцсетях, где авторитетные “братья” определяют, что нынче можно, а что категорически нельзя надевать и обувать. Причем как в свободное от учебы время, так и при посещении школы. В итоге перечень обязательных к покупке вещей родителям подростков диктует не только учебное заведение, но и суровая мода тинейджеров

vmestezp.org

Все бы ничего — как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Однако в России уже начались избиения подростков одноклассниками за “неправильную” одежду. А фраза “Поясни за шмот” стала сигналом к расправе над неугодными. Не так давно о стремительно набирающем популярность молодежном движении написала газета “Московский комсомолец”. Родители девятиклассника долго не могли понять, почему год назад сын требовал кроссовки определенной фирмы, телефон новой модели, только одного цвета футболки и рюкзак. А в преддверии нынешнего 1 сентября вкусы мальчика кардинально поменялись: “Ой, только не это! Не покупайте мне ничего такого!..” На все вопросы матери и отца ребенок отвечал невнятно, но те догадались поговорить с продавцами в торговом центре. И с ужасом узнали, что этому явлению почти год. В Москве подростков избивают за определенные модели кроссовок, маек и джинсов. Это называется “дресс-кодекс”.

— Правил “дресс-кодекса” никто толком не знает, — говорит мама мальчика. — Но хулиганы подходят со словами: “Поясни за шмот” — то есть нужно объяснить, почему ты носишь одежду определенных производителей. Почему-то вещи некоторых фирм надевать нельзя, а каких именно — толком не поймешь. Правила все время меняются, и кто их выдумывает, непонятно. Мы возмущены и будем ставить этот вопрос в школе!

Если судить по количеству ребят из Минска, Бреста, Гомеля и других больших городов, состоящих в специализированных группах ВКонтакте, подобного рода “дресс-кодекс” получил стремительное распространение и в нашей стране. Список “запрещенки” к ношению в соцсетях действительно есть. Это одежда, обувь и аксессуары (рюкзаки, кепки и так далее) определенных марок. Кроме того, строжайше запрещено носить подделки под известные бренды. Иначе — “это фиаско, братан”.

“Бро, помогите определиться с куртяком! Похоже на фирмач, но там воротник другого цвета, нет карманов на груди, другая застежка, да и ярлык длиннее. Фото прилагаю. Паль или ориг (подделка или оригинал. — Авт.)? Мне принципиально!”

Это один из “криков души” минского школьника в группе “Поясни за шмот”. Ниже — десятки не совсем вежливых и этичных ответов, в переводе на нормальный язык означающих, что “бро не сечет” в моде, как, мол, можно перепутать известный бренд с подделкой?!

Рядом — параллельная ветка, где идет горячее обсуждение, какой телефон приобрести 15-летнему Денису из Гродно, чтобы не выглядеть “лохом ливерным” — читай, законченным неудачником. “Смарты брать не вздумай! — предостерегают советчики. — Пусть и самый “дешманский” (так на молодежном сленге называется недорогая и малофункциональная модель товара. — Авт.) будет, но непременно “айфик”.

— Что ты понимаешь — это же важно! — убеждает меня

13-летний Дима, выбирающий себе кроссовки. Ему нужна только определенная фирма, определенный цвет, в том числе шнурков. — Приду в болотных — меня, как говорили в твое время, “зачмырят”.

Дима повернут на одежде и гаджетах. Самое страшное для него — стать отбросом в компании сверстников, где то, во что ты одет, имеет определяющее значение при знакомстве, завязывании нужных связей и завоевании авторитета.

— Если ты “лошара”, тебя и побить могут, — объясняет Дима. — Понятно, не в школе, иначе проблемы будут. Но хватает и других средств, чтобы жизнь в классе стала невыносимой. Могут объявить бойкот. Могут высмеивать перед девчонками, присылать обидные картинки в соцсетях, “быковать” по-крупному, короче. Так что все хотят быть как все. А равняются обычно на лидера — у нас это Гоша. Он правила диктует, и никто еще не посмел пойти поперек!

Про “шмотную дикость” в подростковой среде наслышаны многие, большинство вынуждены мириться с устанавливаемыми в школьных коллективах неформальными правилами. Так же, как когда-то их родители, не имевшие возможности носить ультрамодные много лет назад “варенки”, мирились с обидным прозвищем “калич”.

— Да им только дай повод подраться! Сегодня модно бить за одежку, завтра — за что-нибудь другое, — рассуждает девятиклассник Игорь. — У моего друга в компании, например, можно схлопотать за стиль “милитари”. Конечно, физически крепкие ребята всех этих “шмотников” не боятся, потому что могут ответить таким хуком в челюсть, что враз отпадет желание диктовать, какие обувать “кроссы” и какой покупать телефон. А вот “лохи” всякие угождают, стелятся.

— Ничего они не “лохи”! — заступается за собратьев 15-летний Костян, считающий себя неформальным лидером “модной группировки”. — Если ты хочешь быть в тренде, нужно соблюдать правила. У байкеров тоже есть понятия, что можно, а чего нельзя носить. За американский “шмот” били и будем бить, а если “чел” придет в вышиванке — ему респект, конечно, хотя пальцем у виска точно покрутим. Но не тронем.

Небольшой, зато характерный штришок к портрету: Костян, Игорь, Дима, Денис — все эти мальчишки растут во вполне благополучных и небедных семьях. Да и учатся хорошо. При этом искренне не понимают, чего это я вздумала заступаться за “лохов ливерных”. После недолгих обсуждений ребята приходят к выводу: видимо, сама в их возрасте была такой. Спорить не берусь: был в детстве момент, когда жизнь казалась конченой только из-за того, что моя коллекция “мультиков” (кто помнит — были такие вкладыши от заграничных жвачек) оказалась самой незначительной в классе. Тогда счастливые обладатели всех этих “турбо”, “дональдов” и иже с ними считались непререкаемыми авторитетами, королями и королевами, о дружбе с которыми мечтали все менее удачливые в жвачном плане подданные.

Рисунок Елизаветы Лаухиной

Почему даже у благополучных с виду детей есть потребность устанавливать свои правила, порой жесткие и унизительные, в отношениях с одноклассниками?

— Подростковый возраст — возраст противоречивых стремлений, — объясняет старший преподаватель кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования Ирина Ботяновская. — Например, стремления быть со взрослыми на равных, не умея это делать и, как правило, не испытывая желания нести ответственность за это равенство. Или общаться с большим количеством сверстников, оставаясь дома в одиночестве перед экраном компьютера. Равняться на сверстника как на гуру, претендуя на роль такого же гуру для других сверстников. И освободиться от влияния родителей, но сохранить возможность нырнуть им под крылышко и спрятаться от жизненных бурь.

И ведь что важно: в этих стремлениях ребенок ищет и — как результат — находит себя. В горниле сделанных выборов у подростка закаляется его взрослое Я. А формирующееся взрослое Я требует построения новых отношений с такими же формирующимися взрослыми Я сверстников по новым правилам общения.

— Как правило, подростковые конфликты латентны: о них почти никогда не знают родители, слабо осведомлены учителя. Тем не менее подобные явления в школах сильно усложняют жизнь детям, которые по некоторым причинам не желают или не могут соответствовать установленным неформальными лидерами стандартам. Как в таком случае вести себя с одноклассниками?

— Законы “выживания” в подростковой среде могут быть жестокими. Дети, отличающиеся от других членов группы (мнением, поведением, стилем одежды), получают косые взгляды, смешки и тычки. И нужно иметь недюжинную силу воли, чтобы противостоять мнению большинства. “Нужный” внешний вид, напротив, обеспечивает психологический комфорт. Тинейджер, одетый так, как принято в его группе, более уверен и свободен. Его самооценка более устойчива. Он чувствует себя принятым.

Одна мама как-то поделилась: ее дочь двадцать минут делает домашнее задание и два часа перед зеркалом выбирает наряд в школу. И добавила: “А вот я в ее годы...” Но как бабочка не помнит себя гусеницей, так и взрослый не анализирует свое подростковое прошлое. Только это не значит, что его не было. И, возможно, маме стоит вспомнить себя в аналогичной ситуации и поговорить с дочкой о ее собственных переживаниях.

А подростку на вопрос о том, как вести себя, отвечу: “Будь собой”. Сейчас или мама решает, что тебе носить, или папа, или сосед по парте, или подростковая группа, или продавец “яблока”. Но задумайся: неужели производителю больше важна твоя жизнь, чем твоим родителям? Конечно же, нет. Но еще больше она важна тебе самому.

— Как учителям и родителям реагировать на подобное явление в школьном коллективе?

— Многие матери и отцы не обращают внимания на соответствие одежды своего ребенка подростковой моде. Ведь это “не важно”, “лишь бы хорошо учился”. Но это не совсем правильно. Почему? Причины следующие:

Формирующееся взрослое Я подростка определяет необходимость интенсивного поиска себя, своего места в мире, в том числе своего стиля в одежде.

♦  Одежда для тинейджера — это возможность заявить о себе, способ самопрезентации. Как сказал один парень: “Никто не видит твоих внутренних изменений, но все видят твои кроссовки”.

♦  Красивая современная одежда повышает самооценку, но это не единственный фактор для ее формирования. Достижения в любом любимом деле (получение высоких оценок в школе, успехи в танцах, скалолазании) принесут не меньше удовлетворения.

Имея одежду “как у всех”, можно попасть в группу сверстников, “стать своим”. И это не только об одежде и обуви, но и о гаджетах, прическах, сленге, вплоть до одинакового мышления. Замечу, это свойственно не только подросткам.

Возможность самостоятельно купить себе что-то из одежды или изменить прическу — это возможность совершить взрослый самостоятельный выбор. Жалея отрезанную косу, девочка-подросток планирует: “Буду растить, жалко”. И добавляет: “Но это я решила, винить некого”.

Поэтому поставьте себя на место ребенка-подростка и, покупая ему одежду или критикуя его выбор прически, постарайтесь следовать правилу 3D:

Dоверие (разрешите ребенку выбирать, что носить, с кем дружить, как планировать свою жизнь).

Dемократия (договаривайтесь, обсуждайте, приходите к консенсусу, вместе учитесь прислушиваться к мнению друг друга).

Dружба (не будьте “пилой” для вашего ребенка, старайтесь быть для него опорой).

И еще хочу добавить: если для взрослых мода — средство проявить себя, то для подростка — способ сформировать себя.

СОВЕТЫ ПОДРОСТКУ

Чувствуешь себя неудачником, потому что не можешь покупать “ориг”?  Не вписываешься в “модный тусич”? Послушай, что советуют психологи:


Перестань считать, что все вокруг красивее или умнее. Возможно, кто-то красивее. Возможно, и нет. Кто-то носит новые джинсы, а кто-то лучше играет в футбол. Просто знай, что мода на джинсы сменится быстрее, чем мода на футбол.

Не бойся услышать мнение другого человека (сверстника или родителя). И не бойся возразить. Но помни: любое мнение всегда нуждается в разумных доказательствах.

Найди хобби и постарайся добиться в нем высоких результатов. И ты сможешь найти больше друзей, близких по духу.

Ты уже знаешь, что “встречают по одежке”. Но ведь у пословицы есть и продолжение. Помнишь? Конечно же! “Провожают по уму”. Быть интересным собеседником и классным товарищем не менее важно, чем завоевать славу “хайпового шмота”.

konopelko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Рамзес Анубисович
очень хорошие советы психолога!

PS а "турбо"-манию хорошо помню, помню что еще мы меняли эти вкладыши на всякую всячину (конечно, у меня их было меньше всего да и я был вообще "белой вороной" - благо тут мне моё слабое здоровье подсобило и с 5 класса я учился экстерном). Я в своё время выменял за несколько вкладышей 5-рублевую банкноту образца 1909 года, до сих пор лежит
Эльвира Анатольевна, 38, Минск
Очень хорошие советы психолога. Столкнулась с этим явлением в прошлом году: сын со слезами на глазах выпрашивал только брендовые вещи, только айфон. Говорит, в классе без этого "стану лохом". А мы люди небогатые. Что делать? Говорить о важности души? Глупо, никогда душа не была мерилом "крутости" для подростков. Это потом приходит понимание... В общем, затариваемся брендовыми вещами в секондах. Благо, их сейчас в городе навалом.
Александр,53,Бобруйск
Вот потому-то и должна быть единая школьная форма,как это было в СССР,как это есть в Японии и многих других стра- нах,а в Австралии в школах  запретили мобильники напрочь. И пора взяться за язык,а то уже коробит слух от словесного мусора........ И нечего подстраиваться под детей,ведь потом сядут на голову,однозначно.
Рамзес Анубисович
очень хорошие советы психолога!

PS а "турбо"-манию хорошо помню, помню что еще мы меняли эти вкладыши на всякую всячину (конечно, у меня их было меньше всего да и я был вообще "белой вороной" - благо тут мне моё слабое здоровье подсобило и с 5 класса я учился экстерном). Я в своё время выменял за несколько вкладышей 5-рублевую банкноту образца 1909 года, до сих пор лежит
Александр,53,Бобруйск
Истинные ценности не в вещах,не мы для вещей,но они для нас,а потому погоня за чем-то призрачным и несуществен- ным(вещизм) делает из человека раба(раб лампы).......
Валерий Иванцов, педагог на пенсии, Минск
Во все времена в школах наиболее экспансивные подростки устанавливали свои порядки. Когда-то, чтобы относиться к “привилегированным слоям”, нужно было иметь большую коллекцию “мультиков” или настоящую куклу Барби, потом — пейджер, позже — мобильный телефон. Даже если снова вернуть школьную форму, это не спасет подростковую среду от деления учеников на “крутых” и “лохов”, как они сами себя любят называть. Конечно, не так явно будет различие между детьми состоятельных и небогатых родителей, но суть от этого не изменится.
Мне кажется, тут дело немножко в другом. Дети дуреют от... безделья. Нет, никто не отрицает, что школьная программа отнимает много времени и сил, но что остается после того, как сделаны уроки? В лучшем случае — кружки и секции, в худшем — общение в соцсетях. Например, переписка в группах “Поясни за шмот”. Здесь бы возродить то, что было когда-то: общественную нагрузку (посещение ветеранов, детских домов, приютов для животных), увлекательные походы. То, что учит подростков относиться друг к другу человечнее. То, что воспитывает в первую очередь душу, а потом уже тело. Во время таких мероприятий стираются понятия “богатый” и “бедный”, не имеют значения шмотки и гаджеты. На первый план выходит личность твоего одноклассника, и ты учишься оценивать людей не с позиции “паль или ориг”, а в соответствии с их душевными качествами.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости