Пояс, узел и разлом земли

Они даруют клады, несут и болезни.

В популярной когда-то песне утверждалось: нет на карте белых пятен, вся Земля давно открыта. А что же под ней, на глубинах больших и малых? Все ли просвечено и прощупано? Специалисты говорили: больших сенсаций не предвидится. Однако они появились!

Они даруют клады, несут и болезни.

ДАЖЕ две. Открытие сделали ученые Института природопользования Национальной академии наук Беларуси.

...Считалось, что на полезные ископаемые в нашей стране богаты, прежде всего, Припятский прогиб, Белорусское Полесье. Там нефть, калийные руды, бурые угли со сланцами, редкоземельные элементы. А на Поозерный северный край мало кто обращал внимание. Но недавние открытия белорусских ученых могут резко изменить ситуацию.

И витебская земля богата на полезные ископаемые! Так считает Герман Каратаев — профессор, доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник лаборатории геодинамики и палеографии.

— Я — геофизик, — уточняет Герман Иванович. — Изучаю физические поля Земли, строения земной коры, верхней мантии... Исследования ведутся для прогнозирования месторождения полезных ископаемых. Изучая тектонику, пытаюсь извлечь пользу для людей.

Сейчас работаем совместно с известным белорусским академиком Радимом Гавриловичем Гарецким. Он как тектонист-геолог, а я как геофизик. Недавно на территории Восточно-Европейской платформы, которая простирается от Урала до западной границы Беларуси, открыли две новые геологические структуры. Первая из них находится на севере нашей страны, это так называемый Полоцко-Курземский пояс разломов, идет от Москвы до Готланда в Швеции.

— Герман Иванович, а что дает это открытие?

— Научное обоснование на проведение специальных региональных геолого-геофизических и геологоразведочных работ.

— Если обнаружен пояс разломов, то там можно найти залежи полезных ископаемых?

— Конечно. От нефти до алмазов. Если мы открываем новую тектоническую структуру, изучаем историю ее геологического формирования и делаем прогноз о полезных ископаемых. Как формировалась структура, так формировались и полезные ископаемые. Например, алмазы образуются на очень больших глубинах, на нашей территории — от 200 до 250 километров. Следовательно, надо изучить эту территорию, геологический разрез, «приложить» определенные теории и показать, где в этой геологической конструкции земной коры и верхней мантии могут быть алмазные залежи.

Теперь о втором открытии. Совсем недавно в центре Восточно-Европейской платформы — между Витебском и Москвой — мы с Радимом Гарецким обнаружили так называемый Слободский тектоно-геодинамический узел. В нем веером сходятся различные геологические структуры. Это своего рода омут. Такая находка позволила обосновать известную тектоническую гипотезу о том, что восточно-европейская платформа состоит из трех крупных геосегментов: Фенноскандинавского, Сарматского и Волго-Уральского. Тут они встретились примерно два миллиарда лет назад! То есть три земные плиты столкнулись в районе Слободской возвышенности и образовали нашу Восточно-Европейскую платформу.

— Чем этот узел нам «грозит» и чем может одарить?

— История его развития позволит сказать, какие там могут быть полезные ископаемые. В том числе и алмазы. Они сформировались на больших глубинах, а потом выносятся на предповерхностную часть земли.

— Но в тех местах никто до этого не вел исследования, не бурил, не просвечивал недра?

— Поэтому и нужно проводить новые геологоразведочные работы, геологические съемки на севере Беларуси, на Полоцко-Курземском поясе и на границе Беларуси и России, на Слободском узле.

— Герман Иванович, вы сказали, что все работы направлены на извлечение пользы. А она заключается только в поиске полезных ископаемых?

— Мы изучаем, как себя ведут, изменяются геофизические поля во времени и пространстве на территории Беларуси. Начали лет двадцать назад, еще при Советском Союзе. У нас тогда были специальные полигоны, объединяющие Прибалтику и Беларусь. Мы хотим узнать, активна ли сейчас земная кора, как проходят физические процессы?

Провели исследования и обнаружили: в зонах разломов электромагнитные поля протекают специфически. Если говорить образно, они с одной стороны входят в землю, с другой стороны, в силу различных процессов, выходят. Получается, в зоне разломов идет своего рода циркуляция полей, то есть они ведут себя аномально. Обычно эти поля «падают» на земную поверхность, проникают в планету и затухают.

— Что из этого следует?

— Любой человек является магнитом. И если он находится в зоне разломов, на него действует аномальное поле. Чтобы лучше понять, я вам объясню на простом примере. Известно, электромагнитное поле в голове человека формируется так: один полюс — в одном ухе, второй — в другом. Образуется как бы аура. Это электромагнитное поле человека. Но если я работающий мобильный телефон подставляю к уху, то воздействую на характер потока электромагнитного мозгового поля и нарушаю его. Отсюда могут возникать различные болезни.

Так же и с разломами. Человек попадает в их зоны, на него действует аномальное поле и нарушает функционирование органов.

Проанализировав статистику заболеваемости во всех районах Беларуси, обнаружили, что люди, живущие в зонах разломов, раз в пять-шесть чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям. Чаще наблюдаются раковые болезни. Отсюда вывод: надо всячески избегать долгого пребывания в зоне разломов.

— А если у меня там дом?

— За рубежом, например, в Германии, есть специальные службы, которые проверяют территорию, прежде чем хозяева построят дом. Мы тоже этим занимаемся. Строит знакомый дачу, просит: «Герман Иванович, приедьте посмотрите!» Берем аппаратуру, измеряем магнитное поле, определяем, где могут быть разломы. Говорим: «Дом тебе лучше вот здесь построить!»

— Разломы оказывают влияние на человека не только дома, на работе?

— Приведу простой пример. Совместно с сотрудниками ГАИ провели эксперимент: посмотрели, где чаще всего случаются ДТП. Выехали на трассу Минск — Молодечно. Наши приборы показали: именно в зоне разломов чаще всего случались дорожно-транспортные происшествия.

Еще один интересный факт. Если пчелиный улей стоит в зоне пересечения разломов, то дает больше меда. Почему? Ответ прост: там пчелы сильнее беспокоятся о своем здоровье, поэтому запасаются большим количеством меда.

Евгений КАЗЮКИН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter