Редкие белорусские и советские ретрогитары выставлены в Минске

Пой, моя гитара, пой

Спроси у выпускника консерватории, какой самый массовый и любимый музыкальный инструмент? Он, гордо подбоченясь, заявит: фортепиано! И в самом деле, сколько пианистов бродит по свету, уму непостижимо. И все же рояль не прикатишь под балкон возлюбленной, чтобы порадовать ее серенадой. И не скажешь развеселой дворовой компании: «Ребята, погодите, я сейчас сбегаю домой, пианино вынесу, споем!» — не поймут. До середины ХХ века в Советском Союзе самым народным инструментом была гармонь. А во второй половине прошлого столетия ее вытеснила гитара, популярность которой не уменьшается до сих пор. Только «желтая подруга» — свободная, романтичная и хулиганская — своя в любом кругу, от бородатых геологов до утонченных любителей испанской классики, от томных барышень до длинноволосых рокеров.


«Сделано в СССР» — на выставке с таким названием, открывшейся в Музее истории театральной и музыкальной культуры, представлены советские ретрогитары. Организаторы, они же коллекционеры, Владимир Митряев и Александр Жуковский — свои гитарные собрания минской публике демонстрируют не впервые. В этот раз любители музыки могут наглядно проследить историю электрогитары в СССР — примерно как эволюцию Homo sapiens. Среди музыкальных инструментов есть свои питекантропы и синантропы, неандертальцы и кроманьонцы, удачные копии и тупиковые ветви развития, а также разнообразные редкости — сверхоригинальные, порой курьезные изделия, иметь которые в коллекции считается большим шиком.

В их числе, например, единственное в своем роде творение советской инженерии — металлическая акустическая гитара Житомирской фабрики музыкальных инструментов Укрголовмузпрома. Угловатый корпус из листового алюминия и неповторимый гулкий звук — в огне такой инструмент не сгорит, и даже если покроется инеем, большого вреда не будет. Владимир Митряев искал этот экспонат пять лет:

— Она очень редкая! С житомирской гитарой ходили в походы, ею можно было забивать гвозди. Юрий Стоянов однажды вспоминал, как в юности, когда они с друзьями, будучи на озере, утопили лодочное весло, то вполне успешно гребли такой гитарой.

Охотно верю — восхитительная штуковина; кажется, если снять струны, в ней можно спокойно и кашу сварить на костре. Или при случае с бодрым металлическим звоном отбиться от медведя.

Владимир Митряев — в прошлом профессиональный музыкант, по образованию дирижер, а в настоящее время — пенсионер, коллекционер и реставратор, как сам себя рекомендует. На выставке они вместе с Александром Жуковским представляют более 30 гитар производства разных республик СССР. Экспозиция разбита на тематические блоки — Армения, Украина, Россия, Беларусь, имеются также любопытные кустарные поделки. Например, самодельный инструмент по мотивам гитары–органа рижского инженера Валдемарса Кетнерса. Крайне тяжелая гитара. Чтобы играть на такой, нужно быть силачом. Александр Жуковский с трудом управляется с инструментом:

Александр Жуковский и Владимир Митряев.

— Творение неизвестного белорусского гения. У нее очень интересный внутренний мир. Она с каждой струны по отдельности снимает сигнал, и с помощью блока управления можно получить звук, сопоставимый с органным.

Расцветка у развешанных по стенам инструментов весьма разнообразна, имеется даже гламурно розовый бас, что уж совершенно неожиданно — вот с чем–чем не ассоциируется советская промышленность, так это с перламутровым покрытием цвета фуксии. Александр Жуковский развеивает недоумение:

— Первые советские гитары окрашивались итальянским полиэфиром, поэтому были они всех цветов радуги — морская волна, ярко–красный и даже розовый.

Жемчужина выставки — самая первая гитара, выпущенная в СССР, с которой и пошло, образно выражаясь, советское электрогитаростроение. Инструмент 1959 года выпущен Московской экспериментальной фабрикой музыкальных инструментов (МЭФМИ) Мосгорсовнархоза и представляет собой электрический вариант укулеле — маленькой гавайской гитары. Играть на ней предлагается с помощью специальных гитарных слайдеров или надеваемых на пальцы металлических когтей, которыми двигают струны и получают специфический «гавайский» засурдиненный звук.

Беларусь представлена всем модельным рядом, который выпускала Борисовская фабрика музыкальных инструментов. Удачно дополняет экспозицию и подлинный раритет — акустическая гитара композитора Евгения Глебова, хранящаяся в фондах Музея истории театральной и музыкальной культуры, и его же духовая мелодика. Однако в основном гитары здесь все же электрические. Что неудивительно, поскольку выставка проводится под эгидой женского мотоклуба «Ласточки», а байкеры прочно ассоциируются в массовом сознании с тяжелым роком.


А если учесть, что практически на всех экземплярах, выставленных в музее, можно будет поиграть... Наплыв посетителей обеспечен до самой осени. Так что даешь драйв и рок–н–ролл!

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter