Повысить эффективность ЖКХ можно с помощью механизма социальной подотчетности

Как этот механизм внедрить в Беларуси, обсудили участники семинара «Социальная подотчетность как инструмент повышения качества жилищно-коммунальных услуг». Семинар прошел в ходе проекта «Потребность в эффективном управлении жилищно-коммунальным хозяйством», который реализовывается МОО «Экопартнерство» совместно с Вилейским и Ивьевским райисполкомами и Белорусским обществом защиты потребителей.

жизнь-кран-вода03-040912 (Copy).jpg

Согласно социальному исследованию, проведенному в России, 55% опрошенных считают главной проблемой в стране работу ЖКХ. К сожалению, не лучшая ситуация наблюдается и у нас. Белорусы негативно настроены к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, резко реагируют на повышение тарифов услуг. И одна из причин этого - недостаточное предоставление информации населению о работе ЖКХ, структуре тарифов, себестоимости коммунальных услуг.

Социальная подотчетность предполагает повышение прозрачности сектора ЖКХ, улучшение коммунальной грамотности населения и вовлечение его в процесс управления.

По словам местного эксперта по социальной подотчетности, заведующего лабораторией экономических проблем в строительстве ОАО «НИИ Стройэкономики» Андрея Бахмата, предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, должны доводить до потребителя широкий перечень данных, включая тарифы на услуги, порядок их оплаты, нормы потребления:

- Тем не менее, поскольку обязательное требование по доведению информации до сведения потребителей касается лишь ее размещения на вывеске, информационных стендах по месту нахождения исполнителя, на практике распространению сведений прочими способами - сайт, жировка, СМИ  - уделяется значительно меньше внимания.

В мире наблюдается иной опыт. В Голландии, например, местные СМИ каждую неделю публикует показатели качества воды, обязательно обсуждают повышения тарифов на услуги, объясняя, куда идут повышения, - скажем, на реконструкцию инженерных сетей. В итоге потребитель видит, на что тратятся его центы. Мировая практика - вывешивать на сайтах организаций ЖКХ инвестиционные программы развития предприятий, обзор структуры их расходов. На сайтах белорусских предприятий же иногда невозможно даже найти телефон аварийной службы.

Ситуация начинает меняться и у нас. Исполнительный директор МОО «Экопартнерство» Алина Бушмович рассказала, что проект «Потребность в эффективном управлении жилищно-коммунальным хозяйством», финансируемый ЕС, подарит новые дружелюбные и эффективные сайты предприятиям ЖКХ в Ивьевском и Вилейском районах. Порталы, на которых потребитель сможет общаться с поставщиками услуг, получать большое количество информации и даже делать онлайн-заказы услуг ЖКХ, вскоре будут запущены. Предполагается, что они станут примером для организаций жилищно-коммунального хозяйства в других регионах.

Кроме того, собирается расширять географию популярный у столичных жителей портал «Мой город» 115.бел, созданный для отправки запросов повседневного характера, касающихся жилищно-коммунальных услуг и городского хозяйства, с привязкой соответствующей проблемы к карте города. Два года портал работал для Минска. Неделю назад его запустили в Витебске. Как рассказал начальник отдела маркетинга Центра информационных технологий Мингорисполкома Дмитрий Парфиянович, в перспективе сайт сможет обслуживать и другие областные и районные города нашей страны, если будет заинтересованность со стороны местных властей. А заинтересованность должна быть. Открытость в работе организаций ЖКХ, по мнению спикеров семинара, и должна положительно сработать на их имидж.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter