Повязать покраше пояса

Говорят, что Манхэттен купили за один шедевр слуцких ткачей

Говорят, что нью-йоркские переселенцы купили Манхэттен за один шедевр слуцких ткачей

В XVIII веке пояс для белорусского шляхтича был таким же непременным предметом туалета, как для современного мужчины ремень. А знаменитая мануфактура, основанная в Слуцке Радзивиллами, — весьма серьезным и денежным предприятием: роскошные шелковые, злато- и сребротканые пояса пользовались огромным спросом. К сожалению, золотой век слуцких ткачей длился недолго: мода поменялась, и техника изготовления шедевров оказалась забытой. Зато сами пояса стали предметом коллекционирования, ибо до наших дней их дошло, увы, совсем немного. В самом же городе, где рождались известные на весь мир аксессуары для щеголей, нет ни одного сохранившегося целиком. Однако в скором времени утраченные традиции, возможно, снова станут реальностью: не так давно Совет Министров утвердил государственную программу «Слуцкие пояса» на 2012—2015 годы, предполагающую возрождение технологий производства этих изделий.

Можно ли восстановить давно забытое ремесло, легко ли выткать слуцкий пояс и кому он сегодня нужен? За ответом корреспонденты «Р» отправились в древний город.

Возвращаясь к Радзивиллам

Наш первый пункт назначения — фабрика «Слуцкие пояса», одно из крупнейших предприятий народных художественных промыслов страны. Четырехэтажное здание по улице Максима Богдановича, 8 пока в строительных лесах: реконструкция. Именно здесь разместится оборудование, на котором будет возможно ткать «те самые» пояса, за которые даже бедные шляхтичи были готовы отдать большие деньги. Но пока о масштабах нового производства мало что известно, мы отправляемся в старое здание предприятия в спальном районе города.

 
                На изготовление этого пояса ушло несколько месяцев.

Большинство изделий фабрики создается по старинным образцам народного искусства, и каждое из них оригинально и самобытно. Постельное белье и скатерти с вышивкой, пледы, покрывала, народные костюмы и, конечно, пояса. В XVIII веке слова «слуцкий» и «радзивилловский» по отношению к этому элементу гардероба были синонимами. А сейчас слуцкими называются все пояса, выходящие из цехов одноименной фабрики. Сложная же радзивилловская техника ткачества, к сожалению, утрачена. Тем не менее фабрике есть чем гордиться: уже более 50 лет она производит уникальные в Беларуси пояса, соединившие в себе орнаментальные мотивы белорусского народного пояса и композицию радзивилловского.

— История поясов, которые прославили нашу фабрику, связана с именем народного мастера Нины Николаевны Павловой. Она научилась выполнять пояса в сложной технике ткачества «на ниту», при которой каждая ниточка перебирается вручную. Это тяжелый и кропотливый труд. Для радзивилловского пояса характерны букеты цветов на обоих концах. Видите, здесь они есть, — ведущий художник фабрики Антонина Исакова демонстрирует изделие. — Вот этот образец выполнен руками Нины Николаевны, ему около 50 лет. Кроме нашего предприятия, в Беларуси никто больше такого не делает.

Разумеется, пояс с использованием стилизованных радзивилловских узоров слуцкие ткачихи могут сделать на заказ: Нина Николаевна передала свои навыки молодым мастерам. Сувенирный экземпляр изготавливается от одной недели до нескольких месяцев, в зависимости от ширины, и стоит дорого. Такие изделия в основном заказывают в качестве представительского подарка. Пояс слуцкой фабрики всегда можно узнать по ниткам, из которых он изготовлен, — мулине — и сложному рисунку.

Челноки и педали

Мы приехали на фабрику, когда пояс, изготовленный с использованием этой сложной техники, только-только отправили заказчику, поэтому посмотреть на процесс его создания не удалось. Зато ознакомиться с производством более простых, вытканных на четырехремизном ткацком станке поясов можно без проблем.

 

Челнок со шпулькой — рабочий орган ткацкого станка.

В ткацком цеху — ряды кросен и легкий стук. Сидя за станками — такими, что стояли в деревенских хатах, — женщины ритмично покачиваются, словно занимаются на тренажерах. Для непосвященного человека ткацкий станок — это набор стоек, реек, палок, педалей и прутиков. Как из всего этого сумбура выходит ровное полотно с красивым узором — неясно.

— А вы сядьте и попробуйте сами, — предлагает Антонина Исакова.

Присаживаюсь на стульчик у станка и беспомощно смотрю на мастера: «И что?»

— Что-что, ногу одновременно на две правые педали. Теперь берите челнок и бросайте его. Не так, сильнее! Во-от. Прибивайте нитку. Ногу на левые педали, челнок в обратную, прибивайте. Теперь рисунок будем делать. Берем красные нитки, а ноги — на крайние педали — и бросаем-прибиваем. Понятно?

На самом деле — не очень. Но мои неловкие движения все же приводят к появлению красного узора на белой скатерти. Правда, занимая свое место у станка, мастер его распускает. «Не те нитки вам дала», — деликатно утешает меня она.

На четырехремизном станке можно выткать не всякий узор. Для изготовления более сложных рисунков применяют дополнительную технику — «ручной перебор». На одну полоску орнамента в три сантиметра шириной может уйти чуть ли не целый день.

Аутсорсинг

Слуцкие пояса делали двух- и четырехсторонними. Лицевая сторона выбиралась в зависимости от ситуации: праздник, траур, будни. Самым роскошным считался золотой или серебряный литой пояс. Он проходил через специальный станок, в котором золотые и серебряные нити расплющивались и заполняли всю ширину украшения. Шляхта победнее могла купить только «бэушные» пояса у богатых, которые, обновляя гардероб, старое не выбрасывали.

 

От взаимного расположения вертикальных «прутиков» и продольных нитей зависит, каким выйдет рисунок на полотне.

Почему знаменитые пояса стали ткать именно в Слуцке? В состав Слуцкого княжества входили земли, которые традиционно считались центром ткачества: Копыльщина, Клетчина, Ляховичи, Житковичи. Правда, изначально в артелях ткали не из шелка, а из льна.

— Князь хотел заработать денег. А что в середине XVIII века хорошо продавалось? Персидские пояса. Но заморские украшения были очень дорогими, шляхта хотела платить меньше и была согласна покупать пояса не обязательно пяти метров длиной. Тогда Героним Радзивилл заложил на нынешней Комсомольской улице — ранее Сенаторской — двухэтажное здание персиарни, — рассказывает научный сотрудник Слуцкого краеведческого музея Василий Тишкевич. — Отправил двоих слутчан в украинский Станислав, ныне Ивано-Франковск, учиться ткать из шелка. Хотел обернуть деньги как можно быстрей.

Однако на переобучение «льняного» ткача уходило до семи лет, поэтому ткачеству «шелковому» проще было с нуля научить молодежь. Героним не успел открыть свою мануфактуру, это сделал уже владелец несвижского замка Михаил Рыбонька. Пригласил зарубежных ткачей, в частности армянина, которого в Беларуси называли на свой лад — Яном Маджарским. Он стал управляющим мануфактурой, нанял на работу турецких мастеров, к которым позже присоединились и белорусы. Кстати, в знаменитом стихотворении Максима Богдановича слуцкие ткачихи называются «бяздольнымi», но на самом деле ткали не крепостные, а свободные люди — за деньги. Причем в старину это были мужчины: считалось, что от прикосновения женских рук золотые и серебряные нити тускнеют. А вот «цвяток радзiмы васiлька» — абсолютная правда: в орнаменте поясов со временем, действительно, вместо персидских появились белорусские мотивы — дубовые и березовые листья, васильки. Предприимчивый Маджарский занимался тем, что сейчас назвали бы словом «аутсорсинг», — размещал заказы на изготовление поясов на мануфактурах Лиона, Кракова, Гродно. Заграничные изделия тоже носили название слуцких.

 
          «Цвяток радзiмы васiлька» — абсолютная правда.

Существует легенда, что остров Манхэттен куплен переселенцами за настоящий золототканый слуцкий пояс. Якобы во время переговоров вождь индейского племени предложил одному из негоциантов отдать за этот кусочек Нью-Йорка пояс и серьги из ушей жены. История, конечно, красивая, но вряд ли правдивая.

Постепенно костюм с поясом вышел из моды, и некогда процветавший бизнес пришел в конце XIX века в упадок. В самом Слуцке остались только фрагменты оригинальных поясов, их можно увидеть в краеведческом музее.

----------------------------------------

Кстати

В Беларуси находятся 11 знаменитых поясов, пять из которых оригинальные, остальные изготовлены на территории других государств. Уникальные произведения в своих коллекциях имеют пять белорусских музеев: Гродненский государственный историко-археологический музей, Минский областной краеведческий музей, Национальный исторический музей, Литературный музей Максима Богдановича и Музей древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы НАН Беларуси.

----------------------------------------

Важно

Летом объявлена благотворительная акция по сбору средств на приобретение двух поясов у частного коллекционера из Беларуси. Каждый из них он готов продать за 80—90 тысяч долларов. Примерно половина суммы уже собрана, сообщила директор Слуцкого краеведческого музея Наталья Серик. Вполне возможно, что в недалеком будущем хотя бы один из старинных шедевров, прославивших город на весь мир, вернется на место.

 
 
 
 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter