Повороты товарооборота

Белорусские покупатели стали приобретать больше одежды и обуви

Белорусские покупатели стали приобретать больше одежды, обуви и отечественных продовольственных товаров. Об этом свидетельствует статистика товарооборота с начала года. Больших перемен в поведении потребителей не произошло, ситуация остается стабильной уже на протяжении нескольких кварталов.

По данным Белстата, розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в первом квартале 2012 года достиг 39 трлн. рублей, или 107,7 % к уровню первого квартала 2011 года. В январе—марте населению продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 19,2 трлн. рублей, непродовольственных товаров — на 19,8 трлн. рублей. А это составляет соответственно 104,5 % и 110,9 % к уровню первого квартала прошлого года. Розничный товарооборот торговых организаций выражается суммой 31,4 трлн. рублей, он увеличился по сравнению с первым кварталом 2011 года в сопоставимых ценах на 9,1 %.

Существенная примета первого квартала этого года — заметный рост реализации отечественных товаров, прежде всего изделий пищевой промышленности. Как сообщили в Национальном статистическом комитете, вырос удельный вес продаж многих пищевых продуктов белорусского производства. Так, в январе—марте доля белорусских овощей в розничной торговле страны составила 87,4 % (почти на 10 % больше прошлогоднего), фруктов — 13,2 % (было 9,8 %), фруктовых и овощных соков — 81,4 % (70,6 %), макаронных изделий — 72,5 % (60,2 %). Больше стали покупать отечественных безалкогольных напитков, рыбы, табачных изделий. Примерно на том же уровне или чуть ниже оказалась доля реализации белорусского растительного масла, круп, кондитерских изделий. По-прежнему на высоком уровне (более 99 %) остается удельный вес произведенных в Беларуси продуктов животноводства — мяса и мясопродуктов, птицы, мясных консервов, сливочного масла.

В торговых организациях продажа пищевых продуктов, напитков и табачных изделий составила в сопоставимых ценах 105,5 % к уровню января—марта 2011 года. Было больше продано растительных масел (на 21 %), сыров (на 12,7 %), макаронных изделий (на 11,3 %), мяса, включая мясо домашней птицы и мясные продукты (на 7,8 %). На 13,3 % выросла реализация непродовольственных товаров, при этом торговые предприятия продали три четверти от общего объема их продаж (остальное пришлось на рынки). Почти в полтора раза выросла продажа обуви, на треть — верхней одежды, без малого на четверть — трикотажа и синтетических моющих средств. Причем, похоже, рост тут (кроме моющих средств) произошел за счет привозного товара: позиции на внутреннем рынке сократились по обуви почти на 10 % (до 69 %), по трикотажу — на 5 % (до 81 %), по верхней одежде — на 4 % (до 65 %). Еще более ощутимым стало снижение удельного веса продаж белорусских телевизоров (с 57 % до 40,5 %).

При этом отечественные стиральные машины и холодильники уверенно укрепили свои позиции, их стали покупать заметно больше (холодильники — рост доли с 69,4 до 78,9 %; стиральные машины — с 38,8 до 69,2 %). И если в минских холодильниках и прежде никто не сомневался, то стиральные машины, судя по всему, пробили брешь в том барьере недоверия, который покупательская психология иногда выстраивает вокруг новых технических сложных бытовых товаров белорусского производства. Помог и ценовой фактор. Но главное — стиралки доказали на деле свой уровень качества и свое соответствие европейским технологиям и стандартам. На этом пути устойчиво продвигаются к «чистой победе» отечественные СМС (как порошки, так и жидкие средства), их доля на рынке выросла заметно, с одной трети до половины. К одной трети общего объема продаж подбирается белорусская парфюмерно-косметическая продукция, четвертую часть рынка гарантированно обеспечивают фармацевтические товары, сделанные в Беларуси.

Конечно, отечественным товарам помогло то, что они по сравнению с импортом оказались в более доступном ценовом сегменте. Однако это преимущество временное и преходящее, особенно в Едином экономическом пространстве. А покупатель, прежде чем сделать выбор, всегда оценивает в комплексе соотношение цены и качества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter