Франция: выборы близятся, а итог все равно не ясен

Поворот вправо или разворот влево

Близится кульминация главной политической кампании Европы этого года. Первый тур выборов президента Франции состоится в ближайшее воскресенье — 23 апреля. Франция является второй экономикой Евросоюза и, наряду с Германией, неформальным лидером континентальной Европы. А уж после Brexit роль Франции как одного из локомотивов Европейской интеграции возросла многократно. Однако, похоже, Париж может оказаться для Европы еще одним слабым звеном.

Фото: anews.com
За три дня до голосования исход президентских выборов по-прежнему остается загадкой. По данным опросов, около 30% французских избирателей по-прежнему так и не определились со своим выбором. Кроме того, эта избирательная кампания может поставить антирекорд по явке — каждый третий избиратель может не прийти к урнам для голосования.

Рейтинги ведущих кандидатов также ясности не вносят — у всех фаворитов гонки они колеблются в районе 20%. Вместе с тем к финалу избирательной гонки расклад заметно изменился. К тройке лидеров — представителю республиканцев Франсуа Фийону, лидеру «Национального фронта» Марин Ле Пен и независимому кандидату Эммануэлю Макрону — неожиданно добавился четвертый вероятный фаворит — лидер Левой партии Жан-Люк Меланшон. Его стремительный рывок сделал исход выборов окончательно непредсказуемым.

По данным большинства опросов, наиболее вероятными победителями, которые пройдут во второй тур, станут Макрон и Ле Пен. Если произойдет именно так, то исход выборов можно считать предрешенным — во втором туре Макрон уверенно побеждает Марин Ле Пен. По опросам, она проигрывает во втором туре и любому другому кандидату из четверки лидеров. Это связано с ограниченностью электоральной базы «Национального фронта», которая может оказаться достаточной для победы в первом туре выборов, но практически не оставляет шансов во втором туре, когда голоса противников националистов консолидируются вокруг второго кандидата. Подобным образом «Национальный фронт» проигрывал уже многие избирательные кампании.

Однако высокая доля неопределившихся избирателей оставляет открытым окно возможностей для самых неожиданных комбинаций, например, такой, как прохождение во второй тур двух «несистемных» кандидатов — Ле Пен и Меланшона. Безусловно, подобный исход станет шоком для политической системы не только Франции, но и всего западного мира. Скорее всего, «системный» французский избиратель предпочтет в таком случае Меланшона как «меньшее из зол», однако это станет еще одной наглядной иллюстрацией того кризиса, в который погружается западная неолиберальная политико-экономическая модель.

Впрочем, системный кризис французской и европейской политики очевиден уже сейчас, и он никуда не уйдет, даже если на этих выборах удастся обеспечить победу одного из «системных» кандидатов — Макрона или Фийона. Об этом говорит уже то, что половина избирателей готова отдать свои голоса Ле Пен и Меланшону, которые еще не так давно считались бы совершенно непроходными и маргинальными.

Французские выборы выявили еще одну любопытную тенденцию — рост влияния несистемных партий не только с правого, но и с левого фланга политического спектра. Прорыв Меланшона может обеспечить значимое место в политике не только ему и его партии, но и аналогичным движениям в других странах Европы – в первую очередь в Германии, где действует аналогичная Левая партия во главе с харизматичной Сарой Вагенкнехт.

Высокие результаты Меланшону обеспечили как его личные качества публичного политика, так и абсолютно провальное правление Социалистической партии при Франсуа Олланде. Крах социалистов создал политический вакуум на левом фланге, который и могут заполнить левые радикалы во главе с Меланшоном. Кризис «системной» социал-демократии, сросшейся с неолиберальным истеблишментом, обусловливает растущий запрос на более радикальные левые движения. Левые радикалы во многом смыкаются с правыми популистами в своей критике неолиберальной модели европейской интеграции. Однако в отличие от последних они не обременены аффектированным национализмом и ксенофобией, которые отпугивают в космополитической Европе многих. Поэтому, весьма вероятно, именно левые в конечном счете перехватят у правых популистов знамя главной европейской протестной силы.

vs.shimoff@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter