Рейд: как корреспондент «Р» с экипажем ГАИ пробивались через непогоду

Поворот на вьюжный полюс

Зима раскапризничалась резко. Ранним утром еду в командировку и, выходя на перрон, удивляюсь. В Жлобине валит снег, которого сто километров назад — в Гомеле — не было. А один из звонков, поступивших на телефон «прямой линии» райисполкома — жалоба на снежные завалы на трассе. Проверим?

Зима для дорожников — горячая пора.

План «Погода»

Тот случай, когда на ловца и зверь бежит. На неделе снег усиливается. Звонит инспектор отдела агитации и пропаганды УГАИ УВД Гомельского облисполкома Наталья Хололеенко:

— Едем за город смотреть, что происходит на дорогах. Вы с нами?

Через полчаса мы в служебном автомобиле. За рулем командир роты батальона ДПС Валентин Коноплицкий, рядом — старший инспектор по особым поручениям Александр Баращенко.

Из-за сильного снегопада объявлен план «Погода» — личный состав областной ГАИ переведен на усиленный вариант несения службы. Выходной отменяется. В придачу к дежурным нарядам сформировано еще восемь экипажей.

Водителям советуют не забывать «прикуриватель» для аккумулятора

Наша задача — оценить обстановку на трассах республиканского назначения и подъездных дорогах к Гомелю. Берем курс на приграничье. По трассе М-10 граница РФ — Гомель — Кобрин едем в сторону Добруша. В пределах поселков Березки и Головинцы на окраине областного центра дорога в более-менее приличном виде. Похоже, снегоуборочная техника здесь уже прошла.

Зато дальше — сплошная белизна. Дорога практически полностью заметена. Инспектора называют такое состояние «перемет». И в данном контексте к способу рыбалки это не имеет никакого отношения. Речь о снеге, который пластами лежит на дороге. Вероятно, его было бы меньше при наличии лесозащитных полос. Но на этом участке трассы их нет.

Возле деревни Дударево замечаем сиротливый тракторок, который отчаянно пытается очистить полосу. Однако с учетом количества снега такая задача ему явно не по колесам. В Добруше бросается в глаза запорошенная автобусная остановка. Чтобы пробраться к ней, понадобятся валенки. Или хорошенько помахать лопатой. Если, конечно, пассажир возьмет ее с собой.

Снежно-ледяной покров, пожалуй, худшее, с чем приходится иметь дело водителям. Когда при вдавленной в пол педали тормоза машина катится, как шайба по льду, а сцепление с трассой близко к нулю. Сегодня, похоже, это понимают все. Автомобили ползут, как черепахи, — меньше 60 км/ч. О разрешенных на трассе 90 не может идти и речи.

— Ну хотя бы сейчас лихачить не будут, — комментирует картину Наталья Хололеенко.

— Да не факт, — ее коллега настроен скептически. — Найдутся те, которые будут. Им и гололед не помеха.

Не остаться в этом снегу

За Добрушем пришлось пережить весьма неприятный момент. Возник он при сближении с фурой, ехавшей по встречной полосе. Тянущийся за рефрижератором снежный шлейф накрывает «Джили» от бампера до багажника. Ощущение, будто мы въехали в облако. За окном — густое молоко. Длится секунды, но запоминается надолго. Ведь даже эти мгновения могут стать роковыми. Потерять управление и вылететь в кювет — проще простого.

— Ох, ничего себе! — эмоционально восклицает наш водитель, но хладнокровия не теряет и руль держит крепко.

То чувство, когда инспектора носят твою машину на руках

Александр Баращенко звонит на единый номер дежурно-диспетчерской службы «Белавтодора» — 125. Разговор короткий. Необходимо принять экстренные меры по расчистке дороги М-10 — ехать по ней опасно. Об этом же информируются «Гомельавтодор» и «Гомельоблдорстрой». Хотя, конечно, там уже в курсе ситуации.

Проехав контрольно-пропускной пункт «Селище», обращаем внимание на «Мицубиси» с российскими номерами. К обочине он прижался  отнюдь не по воле владельца. Водитель отчаянно газует, но колеса лишь «сотрясают воздух», «выдувая» снежную пыль. «Японец» не движется с места.

Людям в форме ГАИ водитель рад, наверное, как никогда.

— Я смотрю, проблемы у вас, — Валентин Коноплицкий констатирует факт.

— Еще какие, — в голосе россиянина теплится надежда. — Десять минут буксую — хоть бы дернулся. На «пузо» сел конкретно.

Некоторое время инспектора безуспешно пытаются вытолкать машину. Чтобы использовать «Джили» в качестве тягловой лошадки, нужен буксировочный ремень. Но его нет. Водитель первой остановленной машины также разводит руками и пытается помочь. Опять не получилось вытолкать.

Ехавший мимо микроавтобус остановился сам.

— Мужики, помощь нужна? — вопрос с очевидным ответом звучит сладкой музыкой.

Из салона выбираются шестеро парней. Компания что надо. А у водителя к тому же есть веревка. «Мицубиси», который тянет бус и толкают со стороны багажника, нехотя выбирается из снежного плена. Владелец рассыпается в благодарностях и, отъезжая, сигналит на прощание.

Пострадавших нет

Доезжаем до нулевого километра, где начинается М-10. В трехстах метрах — Россия. На площадке стоят несколько фур. Дальнобойщики не рискуют ехать в такое ненастье. Лучше дождаться, пока снегопад утихнет. Интересуюсь, как дела с чисткой дорог у соседей? Достаточно ли снегоуборочной техники?

— Хватает, — улыбчивый парень отпивает чай из термоса. — У нас эта техника называется — весна. А если серьезно, на мой взгляд, ваши дорожники чуть лучше справляются. И со снегом, и с ремонтом.

Едем обратно. На глаза все чаще попадаются снегоуборочные машины с желтыми маячками на крышах кабин. Направляемся на дорогу М-8, больше известную водителям как черниговская трасса. Не доезжая, видим еще одного застрявшего. В этот раз проблемы у водителя «Фольксвагена».

— Да вот, газанул немного — занесло на обочину, — виновато улыбаясь, мужчина рассказывает, как очутился в таком положении.

И снова попытки вытащить авто безуспешны. На помощь приходит другой, более предусмотрительный автомобилист, у которого буксировочный трос имеется.

Снегопад наконец-то утихает. На М-8 расчистка кипит. Спецтехника разгоняет тонны снега. Другие машины посыпают трассу песчано-соляной смесью. Теперь уже ехать спокойнее, хотя расслабляться не стоит.

Хватило забот в этот день и у других экипажей. Инспектора вызволили из снега еще два десятка автомобилей. А в некоторых местах пришлось вооружаться щетками и очищать заметенные светофоры и дорожные знаки. За нарушение правил содержания уличной дорожной сети в зимний период госавтоинспектора составили 6 административных протоколов и выдали десять предписаний на устранение недостатков.

В общем, «снежная горячка» коснулась всех. Но несмотря ни на что, в управлении ГАИ эти сутки называют благополучными. Поскольку ни в одном из полусотни мелких ДТП не было пострадавших. А это — самое главное.

Компетентно

Андрей Гаркуша, заместитель начальника УГАИ УВД Гомельского облисполкома:

— Мониторинг дорог в регионе наши сотрудники осуществляют ежедневно. Общее состояние  удовлетворительное. Характерная проблема зимнего периода — несвоевременная уборка снега, а также его выброс на проезжую часть.

Во время ненастья лучше всего воздержаться от поездок на личном транспорте. Если же это невозможно, обязательно положите в багажник буксировочный трос, лопату, провода «прикуривателя» для аккумулятора. И главное — будьте осторожны: выбирайте скорость и дистанцию движения с учетом погодных условий.

proleskovskiy77@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter