Повод для счастья

Сдувая пыль с истории

Если кому–нибудь из ваших знакомцев взбредет в голову доказывать, что день 29 февраля появился в календаре с переходом с юлианского на григорианский календарь, поспешите поднять этого «знатока» на смех. Своим «рождением» сегодняшний день обязан достославному Юлию Цезарю, который однажды озаботил астрономов выяснением продолжительности календарного года. У тех получилось 365 суток и 6 часов, и в итоге по предложению грека Созигена было решено упорядочить календарь таким образом, что каждый четвертый год прозвали «високосом», а заодно добавили лишний день февраля.


Более поздние исследования, однако, добавили в «юлианское» завещание массу уточнений. Астрономы средних веков высчитали, что продолжительность тропического года (время между двумя весенними равноденствиями) составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, а значит, проявилось и различие в продолжительности тропического года и среднего юлианского календарного года — 11 минут 14 секунд. Из этих 11 минут и 14 секунд приблизительно за 128 лет складывались одни сутки. Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году Римский Папа Григорий XIII провел реформу календаря. Прежде всего изменили правило високосных лет. По–прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырем, но исключение делалось для тех, которые были кратны 100. Отныне такие годы были високосными только тогда, когда делились еще и на 400. Понятно или, как говорится, без пол–литра не разберешься?


Итак, год является високосным, если он кратен 4 и при этом не кратен 100, либо кратен 400. Год не является високосным, если он не кратен 4, либо кратен 100 и не кратен 400. Памятный многим 2000 год был високосным, а вот 2100 високосным не будет, понятно?


Или все–таки нальем по маленькой? «Накатим» незаметно, пока архив «СБ» не видит. А то, знаете ли, сколько раз в нашей стране пробовали воевать с алкоголизмом...


«Как и множество других пороков в человеческом обществе, алкоголизм порожден капиталистической системой. Правящие классы капиталистического общества видят в пьянстве, во–первых, средство отвлечения широких масс трудящихся от классовой борьбы, усиления эксплуатации и порабощения рабочего класса и, во–вторых, средство наживы. В дореволюционной России царское правительство так «заботилось» о народе, что не только в городах, но и в каждой деревне, в каждом селе насаждало всякого рода пивные, притоны–кабаки, шинки и другие подобные заведения. За годы Советской власти в нашей стране резко сократилось злоупотребление алкоголем, о чем свидетельствует тот факт, что количество больных алкогольными психозами уменьшилось в несколько раз. Но как говорил В.И.Ленин, «когда гибнет старое общество, труп его нельзя заколотить в гроб и положить в могилу. Он разлагается в нашей среде, этот труп гниет и заражает нас самих» («Большое зло», 26.02.1958 г.).


«На Поставском хлебокомбинате закончилась вторая смена. Из проходной вышла группа рабочих и направилась к автобусной остановке. В этот момент послышался нарастающий шум двигателя. «Как кстати автобус!» — порадовался кто–то вслух. Но вместо ожидаемого автобуса из–за поворота выскочила могучая «Колхида» и на большой скорости, не разбирая дороги, помчалась прямо на людей. Кому–то удалось отбежать в сторону, кому–то нет... Автомобиль, окончательно потеряв управление, врезался в здание. Как могло такое случиться? Кто позволил вдребезги пьяному водителю поставской автоколонны... сесть за руль автомобиля? Ведь, как правило, в одиночку человек не выпивает — его окружают в этот момент люди, среди которых немало друзей, товарищей, коллег. Так было и с М.Добонием, однако никто не встал на его пути, не остановил, не подумал о том зле, которое пьяный водитель может причинить людям» («Беда начинается с рюмки», 3.02.1973 г.).


«Бюро горкома партии рассмотрело итоги работы в Ленинском районе Бреста по выполнению постановления партии и правительства «О преодолении пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Отмечено, что под руководством партийных комитетов на местах приняты активные меры по утверждению здорового образа жизни. В районе регулярно проводятся рейды–проверки соблюдения антиалкогольного законодательства. Более чем в восьмидесяти коллективах созданы организации добровольного общества борьбы за трезвость. На 73 процента сокращено число торговых предприятий, продающих винно–водочные изделия» («Одолевать зло», 13.02.1986 г.).


«Причины возникновения и жизнестойкости удручающих очередей... изложены лаконичным и бесстрастным языком цифр. В прошлом году объемы реализации винно–водочных изделий в пересчете на абсолютный алкоголь сократились в республике по сравнению с 1985 годом на 41,8 процента. А сеть магазинов, торгующих ими, уменьшилась за это время на 75,3 процента... Во многих районах по указанию исполкомов местных Советов допускаются ограничения в торговле спиртным и пивом, не вытекающие из установленного в республике порядка. Например, в Логойском районе по решению облисполкома предусматривалась продажа алкогольных напитков в 28 магазинах, а по распоряжению райисполкома разрешена была только в... двух. Зато в Крупском районе спиртным торгуют аж 28 магазинов, в т.ч. два в самом райцентре. Трудно обнаружить логику и, главное, конечную цель и в таких ограничениях: в Ивьевском районе спиртное продают только в рабочие дни и всего два часа — с 17 до 19. В Солигорске — тоже в будни, но завершают раньше — в 18 часов. В Минске, Витебске, Мстиславле, Кричеве отпускают в одни руки 2 бутылки, в Вилейке — три» («Где управа на винные очереди?», 25.02.1988 г.).


В 1958 году бороться с пьянством начали с запрета продажи водки вблизи промышленных предприятий. В 1972–м «Пьянству — бой!» объявили, создав ЛТП и ограничив продажу спиртного временными рамками — с 11 до 19. В кампании 1985 года начали вырезать виноградники, а в обиход вошли «трезвые» свадьбы, однако в общем–то мало что изменилось. В СССР, да и в Беларуси, словно перефразировали лозунги Компартии, а потому пили, пьют и пить будут. И знаете что еще? Самая первая антиалкогольная кампания Советской власти досталась ей в наследство от царизма. Аккурат когда юлианский календарь меняли на григорианский, следовало вспомнить, что запрет на реализацию спиртных напитков был введен в Российской империи еще 1 сентября 1914 года — в связи с началом войны. Одним из первых своих распоряжений после взятия Зимнего дворца Петроградский реввоенсовет продлил запрет на производство алкоголя до особого распоряжения. Оно поступит в 1923 году, однако не нужно много времени, чтобы успеть посмеяться над собственной историей. Местами она действительно словно позаимствована из анекдота. Помните, как «Чапаев однажды обнаружил цистерну спирта, стал замазывать надпись С2H5OH, но у него не хватило краски на две последние буквы. На утро все бойцы дивизии были пьяными, а на вопросы комдива отвечали: «Видим цистерну, написано ОН, попробовали, точно он!» Так вот, архивы Минской городской думы 1917 года свидетельствуют, что через месяц после революции «по улицам невозможно ходить, прямо на земле валяются пьяные горожане, шагу ступить нельзя, чтобы на них не наступить!». Оказалось, что в Минске в ту пору застрял целый состав с 12 цистернами спирта. Раскрывшим его «секрет» железнодорожным рабочим для полного счастья хватило двух...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter