Повивальная бабка нацизма

Об экстремизме

Немцы в шоке. Кто бы мог подумать, что в их стране, где за отрицание Холокоста могут посадить в тюрьму, много лет существовала подпольная сеть неонацистов. И они не просто размалевывали стены свастиками, а, как и их идейный вдохновитель из прошлого, убивали людей по расовому признаку. За последние 12 лет члены правоэкстремистской группировки из восточногерманского городка Цвиккау убили 8 турков и грека. Суд над преступниками еще впереди, но можно сказать определенно, что политики также несут свою долю ответственности за случившееся.


Еще свежи в памяти воспоминания о той бойне, которую устроил в молодежном лагере «норвежский стрелок» Брейвик. Его многостраничный манифест — это квинтэссенция крайне правой идеологии, которая сегодня, как чума, распространяется по всей без исключения Европе. Катализатором этой эпидемии выступает, понятное дело, экономический кризис — в трудные времена каждый народ вспоминает, что своя рубашка ближе к телу. Не сомневаюсь, что европейские политики еще не раз пожалеют, что нестабильность на арабском Востоке спровоцировала наплыв мигрантов в ЕС. И это не импорт квалифицированной рабочей силы, который многие годы практиковал Старый Свет, а вышедший из берегов поток нелегалов, шансы которых на интеграцию в западное общество крайне низки...


Сказать, что очаг «коричневой чумы» локализован в Германии и Норвегии, увы, нельзя. Сколько громких убийств на националистической почве, в том числе и совершенных организованными бандами, было расследовано в России. А сколько еще ускользнуло от внимания полиции... Но к инцидентам в Германии, по понятным причинам, отношение особое.


Депутаты бундестага, понимая это, как один подписались под общей декларацией, осуждающей экстремизм. Но от политиков требуется больше, чем просто публичное посыпание головы пеплом.


«В Германии сегодня должно сложиться впечатление, что спецслужбы слепы на правый глаз или просто не хотят его открывать», — говорит лидер партии «зеленых» Ренате Кюнаст, намекая на то, что правящие консерваторы предпочитали до сих пор обсуждать борьбу с левым экстремизмом и террористами–исламистами. Удар с противоположной стороны стал для немецких политиков полной неожиданностью.


Хотя, если присмотреться, языки пожара можно было заметить на горизонте. Главный редактор «Дойче велле» Уте Шеффер отмечает, что в некоторых регионах Восточной Германии неонацисты ведут себя как вожаки, объявляя собственную деревню или городок «освобожденной» или «национальной» зоной. Они распевают патриотические песни на своих вечеринках и терроризируют инакомыслящих — как мигрантов, так и тех, кому близки левые идеи.


Более того, все эти мелкие движения сливаются в один поток, который с каждым годом становится все мощнее и напористее. Я имею в виду Национал–демократическую партию Германии. Она насчитывает всего 6.600 официально зарегистрированных членов. Однако на последних выборах в трех федеральных землях НДПГ удалось преодолеть пятипроцентный барьер и провести своих депутатов в местные парламенты.


Посол Израиля в ФРГ Йорам Бен–Зеев в интервью газете «Бильд» сказал, что национал–демократы ставят под вопрос существование демократической Германии. Понятно, почему именно к нему обратились за комментарием немецкие журналисты. «Демократии должны иметь возможность защищаться. Я не хочу проводить прямых параллелей, но нацисты тоже были легитимной партией. Они тоже пришли к власти легитимным путем. Подобные движения являются раковой опухолью, которую необходимо вырезать. Иначе рак будет распространяться, особенно во времена экономического кризиса», — предупредил израильский посол. Получается, что демократия — повивальная бабка нацизма.


В Основном Законе Германии четко прописано: «Партии могут создаваться свободно». Поэтому произвольно запретить какую–либо партию невозможно, если только она не угрожает основам свободного демократического строя.


Справедливости ради нужно сказать, что правительство уже пыталось добиться запрета НДПГ, однако попытка, предпринятая в 2003 году, окончилась провалом. Выяснилось, что из 200 ведущих функционеров партии 30 оказались платными осведомителями ведомства по охране Конституции. Не ясно было, кого в таком случае обвинять.


Поэтому националистическая партия благополучно продолжила свою деятельность. Она хотя и считается маргинальной, но служит политическим центром притяжения для целого ряда праворадикальных группировок. «Франкфуртер рундшау» в результате собственного расследования выяснила, что неонацисты тесно связаны с НДПГ.


Разумеется, запрет НДПГ не сможет полностью искоренить неонацизм. Но оставлять все как есть — это значит ждать следующего Брейвика. Немецкие политики должны принять этот вызов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter