Повезло знавшим Нужду

Я не случайно написал Нужда с большой буквы.
Я не случайно написал Нужда с большой буквы. Так в свое время прозвали одного из родоначальников советского хоккея Евгения Бабича за то, что он всегда готов был прийти на помощь любому, ничего при этом не жалея. Когда же ему стало невмоготу, помочь Бабичу оказалось некому...

Мы так привыкли к хоккею с шайбой, что порой кажется, что он существовал всегда. А между тем это относительно молодой вид спорта. Я специально в который раз перелистал книгу выдающегося игрока и тренера Анатолия Тарасова "Совершеннолетие" и обнаружил, что началом нашего хоккея следует считать не 1946 год, когда по распоряжению Всесоюзного спорткомитета было утверждено положение о розыгрыше 1-го первенства СССР, а 30-е годы, когда приехала немецкая команда и наши при встрече ее на вокзале узнали, что гости собираются играть не в принятый у нас русский хоккей (с мячом, его еще называли "бенди"), а в "шинни", так тогда величали канадский хоккей с шайбой.

Интересно, что зимой 1946/47 годов игроки участвовали сразу в двух чемпионатах: по русскому и канадскому хоккею. Но не у всех великих новая игра пошла. Не получалась она у Михаила Якушева, Александра Игумнова, Валентина Гранаткина. Знакомые по футболу фамилии, заметите вы, и будете правы. В те годы одни и те же спортсмены летом играли в футбол, а зимой сразу в два хоккея. Не буду дальше вдаваться в историю, рассказывать о приезде чешских хоккеистов из клуба "ЛТЦ - Прага" в 1948 году и многом другом, вернусь к, увы, почти забытому Евгению Бабичу.

Именно с его передач, а он играл крайним нападающим, Бобров и Шувалов забросили не одну сотню шайб. Он открыл счет голам советской сборной на международной арене. Играл в ставшей легендой тройке Бабич - Шувалов (Тарасов) - Бобров. Анатолий Тарасов вспоминает, как на глазах 35-тысячной зрительской аудитории, собравшейся на московском стадионе "Динамо", они выиграли у чехов со счетом 6:3. "Всех нас поразил в том матче Евгений Бабич, настоящий патриот команды, тонкий тактик, создававший много голевых моментов для нашего главного бомбардира Всеволода Боброва. Бабич обладал счастливым даром - умел находить ту почти неуловимую середину между индивидуальной и коллективной игрой, которая делает спортсмена высочайшим мастером. Он великолепно пользовался обводкой, финтами, но никогда не забывал о грозном оружии - пaсе".

Его стихия - прорыв вдоль борта, куда он стягивал защитников, а после этого отдавал пас в центр на свободного Боброва. Конечно, в футболе он был не столь силен. Однако его присутствие на поле, азарт частенько вдохновляли партнеров на подвиги. Однажды, в пору, когда Бабич выступал за вновь сколоченную по инициативе Василия Сталина команду ВВС (сын "вождя всех времен и народов", будучи летчиком, сделал ее под себя в отместку Берии, имевшему в своем распоряжении московское "Динамо", и наземным маршалам, командовавшим в ЦДКА), тот так на него осерчал после нелепого поражения, что спустил на Евгения, как говорят, всех собак. Его отправили на гауптвахту до тех пор, пока самолюбивый генерал не признал свою ошибку, а произошло это только через сутки.

Именно в памятном 1946 году Бабич, дважды побеждавший в Кубке СССР по бенди, с головой переключается на хоккей с шайбой. Он оказывается в тройке с Тарасовым и Бобровым. Интересно, что в 1948 году эта тройка забросила 97 из 102 шайб армейцев, 22 - на личном счету Бабича. Тарасов писал по этому поводу: "Евгений, как никто другой, в те годы владел искусством тонкого носа, гордился, когда выкладывал шайбу на клюшку своему самому дорогому другу Всеволоду". Помню, как в тот год я оказался на зимних школьных каникулах в Москве, гостил у своего дяди. И тот, чтобы чем-то развлечь племянника, повел меня на хоккей. Признаюсь, что-то понять в игре, в которой взрослые мужики на коньках с какими-то изогнутыми палками, называемыми клюшками, в руках носятся по льду за какой-то маленькой шайбой, я не мог. Много лет спустя, когда Бобров уже работал футбольным тренером, а я журналистом, судьба свела нас в Сочи на предсезонном сборе. Подобраться к легенде спорта было задачей сложной, но каким-то образом у меня это получилось. До сих пор помню слова Всеволода Михайловича: "Да, я хорошо играл в хоккей, мог за воротами объехать и гол забить. Но почему все вспоминают меня, забывая о Жене Бабиче?! Вот это был настоящий мастер! И что бы я делал на площадке без его передач, без отвлечения защитников. Заслуги Бабича огромны!"

Тройка Бабич - Бобров - Тарасов распалась, когда могущественный в те годы Василий Сталин решил создать суперклуб на базе команды ВВС. В 1949 году переквалифицировался в "летчики" и сам Бобров, где спустя год вновь встретился с Бабичем. А потом, вы помните, произошла трагедия, подобная той, что случилась через много лет с футболистами "Манчестер Юнайтед". В январе 1950 года самолет с командой Василия Сталина потерпел катастрофу под Свердловском. Погибла вся команда... Но судьба благоволила к некоторым хоккеистам. Всеволод Бобров опоздал к отлету и решил догонять друзей поездом. Бабичу не успели к тому времени оформить какие-то документы на переход в команду ВВС. Виктор Шувалов не полетел по этическим соображениям (не хотел играть против "Дзержинца", из которого он только что перешел в ВВС). Вот так, в начале 50-х и образовалась новая великолепная тройка, ставшая впоследствии чемпионами мира и Олимпийских игр - Бабич - Бобров - Шувалов, а команда Василия Сталина трижды становилась чемпионом СССР.

Вспоминает Виктор Шувалов: "Играл Бабич очень виртуозно. Он всегда повторял, что один-единственный финт не прокормит, и постоянно что-то выдумывал. Все свои новинки он сам долго отрабатывал на тренировках, а потом и нас с Бобровым подключал к розыгрышу им придуманных комбинаций".

Курьезным получился гол, давший путевку на решающий матч с Канадой на первом и победном для наших хоккеистов чемпионате мира в Швеции. Играла сборная СССР с хозяевами - шведами. В третьем периоде Евгений Бабич раньше защитника подъехал и чудом выудил из снега застрявшую в нем шайбу, отдал ее на пятачок прямо перед Шуваловым. Тот и забил решающий гол. Затем была сенсационная победа над канадцами, а через два года наши впервые стали олимпийскими чемпионами. Бабич вошел в историю как человек, забивший первую олимпийскую шайбу сборной СССР. Вот как это было со слов Виктора Шувалова: "Счет олимпийским голам открыл Женя Бабич. Это случилось в игре против сборной Швеции. Мы "горели" - 0:1. Бабич сначала сравнял счет, а потом забил и вторую шайбу. Наша команда выиграла - 5:1".

В 1953 году хоккейные команды ВВС и ЦДКА - время и начальство поменялось - объединились в один клуб. И у Евгения начались проблемы. На деле получалось, что "летчики" сильнее "пехотинцев", а это очень не нравилось их гордому наставнику Анатолию Тарасову. Анатолий Владимирович помнил, что когда-то Бабич ушел от него в ВВС, а потом в силу обстоятельств вернулся. Он то и дело усаживал форварда на лавку, не давал развернуться. Заканчивал карьеру хоккеиста Евгений Макарович в Москве на чемпионате мира. Но здесь ему катастрофически не повезло. В игре с чехами он получил травму и вынужден был перейти на трибуны к зрителям.

Как и у многих великих спортсменов, не заладились дела у Бабича на тренерском поприще. Однажды его "сплавили" игроки родного ЦСКА, "слив" принципиальный матч динамовцам - 5:14. Работа не ладилась, у Евгения Макаровича нередко сдавали нервы. Он ушел работать простым инструктором в "Союзспортобеспечение". Форвард, забивший 160 шайб в 228 матчах, занимался организацией и проведением соревнований, тренировочных сборов. К сожалению, великому хоккеисту побеждать канадцев, шведов и прочих чехов на льду оказалось легче, чем найти себя в обыденной жизни. У него были квартира, машина, неплохая пенсия. Бывшие партнеры не понимали, что творится с Бабичем в последнее время, а может, и не пытались серьезно разобраться. Его обещания покончить жизнь самоубийством встречали шутками и не замечали признаков прогрессирующей депрессии. Помочь Нужде, как его звали за готовность жертвовать всем ради друга, оказалось некому.

В 1972 году, посидев в кафе с друзьями, он вернулся домой. И повесился в ванной...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter