О фильме "Вторая жизнь Уве" шведского режиссера Ханнеса Холма

Повесть про обыкновенного человека

Старик Уве из шведского фильма «Вторая жизнь Уве» (режиссер Ханнес Холм) по внешним данным и по некоторым перипетиям судьбы действительно самый обыкновенный и узнаваемый многими персонаж. Рано овдовел, в пенсионном возрасте попросили с работы, детей не нажил, живет один в небольшом домике, всю жизнь водит машину одной и той же марки, аккуратист и педант. Он — человек традиций, и все у него должно быть по правилам. Раз нельзя ездить по дорогам внутри небольшого поселка — значит, он никому этого и не позволит, если кто–то, неумело паркуясь, задел табличку или смял почтовый ящик — мало не покажется. Уве — своеобразный управдом в небольшом шведском поселке. И хотя жители этого поселка давно его сместили с поста председателя, неугомонный Уве продолжает быть главным смотрящим за порядком. Каждый день он совершает обход поселка, безжалостно эвакуируя велосипеды и терроризируя нарушивших запрет, шикает на бродячую кошку, потом покупает розы, не без препираний с продавцом, и идет на кладбище поговорить с женой Соней. Есть в нем нечто и не совсем обычное. Уве — обладатель вредного и упрямого характера, называющий почти всех «идиотами», не идущий ни на какие компромиссы, слывущий законченным мизантропом.


О чем кино? О нем. Про что кино? Про жизнь, в которой все может случиться, в которой важно не сломаться и сохранять достоинство. А еще про то, как важно быть зрячим и чувствующим. В Уве, несмотря на всю его суровость и старомодность, несловоохотливость и замкнутость, есть та человеческая основательность, за что весь поселок все равно испытывает к нему чувство уважения и благодарности. Это тот невыносимый старик, который сродни праведнику и без которого мир полетел бы в тартарары. Он подберет бродячую кошку, бросится в горящий дом спасать уснувших соседей, будет до последнего бороться за жизнь жены, а потом за то, чтобы не забрали в дом престарелых парализованного друга, будет нянчиться с малыми девочками своих соседей, когда те на какое–то время уедут из поселка.

В этом скромном по сюжету и бюджету фильме есть важные для современной европейской цивилизации смыслы. Уве, несмотря на его внешнюю ершистость, воплощает абсолютную порядочность и гуманность. Хозяйка молодой семьи, с которой он подружился, не шведка, а иранка. Это чрезвычайно важно для Швеции, где толерантность возведена в национальный абсолют. Именно Уве и подчеркивает, что Парване — не просто мама, не просто женщина, выбравшая в мужья «шведа–неумеку», а та эмигрантка, которая выучила язык, получила образование, стала полноценным членом шведского (читай — европейского) общества.

«Вторая жизнь Уве» — экранизация бестселлера известного шведского журналиста Фредрика Бакмана. Фильм, который посмотрел каждый шестой житель страны, стал одним из самых популярных в Швеции за всю ее историю. Казалось бы, всего лишь не самый зрелищный сюжет про обыкновенного, одинокого старика. Но именно эта история и этот герой среди экранных трансформеров, орков, инопланетян сегодня воспринимается как порыв свежего, прохладного воздуха в невыносимой духоте. Это одно из немногих самых позитивных и человечных повествований, которыми современный экран совсем не изобилует.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 130 (25012). Пятница, 8 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter