Гендиректор Ассоциации «БАМАП» — о работе перевозчиков в условиях санкций

Повернуть руль на восток

В условиях санкционного давления для отечественного бизнеса одним из ключевых вопросов стала логистика, ведь полностью прекращены перевозки в украинском направлении автотранспортом. С апреля Евросоюзом введен запрет для белорусских и российских компаний на перевозки грузов в пределах ЕС, в том числе транзитом. С целью нивелирования ситуации и поддержки наших автоперевозчиков приняты ответные меры: запрещено движение европейского автотранспорта по территории Беларуси. Чтобы сохранить логистику и работу белорусских транспортников, созданы 24 специальные буферные зоны для перегрузки и перецепки транспортных средств Европейского союза на отечественные в обоих направлениях: на ввоз и вывоз. Одновременно ведутся переговоры с дружественными странами об увеличении количества разрешений для перевозок грузов. Какие дальнейшие перспективы у данного направления, какие пути решения видят транспортные компании — об этом «Р» спросила генерального директора Ассоциации «БАМАП» Александра Карпука. 

Время испытаний

— Александр Николаевич, как отразились санкции коллективного Запада на работе отечественных транспортных предприятий? 

— Безусловно, проблемы, с которыми столкнулись наши автотранспортные предприятия в результате применения Евросоюзом санкций, серьезные. В апреле этого года было практически полностью блокировано европейское направление, и белорусские международные перевозчики в настоящее время не могут возить грузы по территории стран ЕС, в том числе транзитом. И это при том, что еще ранее, в марте, к Беларуси уже были применены секторальные санкции и санкции в отношении отдельных наименований товаров. Таким образом, отечественные перевозчики лишились возможности трудиться на одном из наиболее высокодоходных направлений, а в настоящее время вынуждены в значительной мере перестраивать свою работу с грузовыми рынками, искать альтернативные способы загрузки своих автопоездов, которые до недавнего времени были задействованы в перевозках в/из Европы.

Помимо потерь транспортной деятельности, наши предприятия столкнулись с целым комплексом иных проблем, важных для перевозчиков. Среди них — прекращение поставок подвижного состава, запасных частей для обеспечения его ремонта и эксплуатации. Приостановили свою работу региональные производства автотехники, возникли проблемы техобслуживания транспортных средств. 

Несмотря на все это, международные автомобильные перевозчики продолжают трудиться. По большому счету у нас нет другого выбора: на протяжении последних 30 лет сектор международных перевозок динамично рос и развивался, инвестировал в собственное развитие и развитие компетенций сотрудников, создавал производственные базы и предпосылки для привлечения на предприятия все новых кадров. И теперь все эти достижения необходимо защитить. 

— В сложившейся ситуации белорусские международные перевозчики не остались один на один с возникшими проблемами?

— К счастью, нет. Практически сразу после введения санкций, еще в марте, Ассоциация «БАМАП» включилась в работу по формированию предложений о принятии мер для противодействия санкционному давлению, а государство (в лице органов госуправления и непосредственно Правительства) в этот период времени показало себя как надежный и ответственный партнер, готовый эффективно взаимодействовать с бизнесом и вырабатывать меры, направленные на частичную компенсацию потерь перевозчиков, оптимизацию ведения ими хозяйственной деятельности, а также реализацию мероприятий, направленных на упрощение доступа на рынки транспортных услуг дружественных государств.

Забегая вперед, можно сказать, что многие предложения, которые рассматривались, с одной стороны, органами госуправления, а с другой — Ассоциацией «БАМАП» и международными перевозчиками, уже реализованы и применяются нашими предприятиями в практике своей деятельности.

Ответный шаг

— Как отразилось на перевозчиках решение о принятии с 16 апреля ответных ограничений в отношении европейских автоперевозчиков?

— Мы единодушны, что одним из наиболее важных шагов по выстраиванию контрсанкционной работы стало принятие с 16 апреля ответных ограничений в отношении автоперевозчиков из ЕС по перевозке грузов до/из специально установленных на границе мест для осуществления перегрузки или перецепки. Принятое тогда решение позволило частично сохранить для белорусских перевозчиков возможность участвовать в международных автоперевозках грузов, следующих в/из Евросоюза в направлении Беларуси, России и других стран. И все же данное решение не позволяет в полном объеме компенсировать потери, значительная часть отечественного автотранспорта простаивает.

— Что же можно и нужно делать в этой ситуации, чтобы обеспечить автотранспортные предприятия и их трудовые коллективы работой, а страну — столь необходимой ей валютой?

— Частично шаги, которые необходимо предпринять, уже известны: они изложены в Комплексном плане по поддержке экономики, утвержденном Премьер-министром Республики Беларусь 7 апреля, а также ряде нормативных правовых актов, принятых в последнее время. В план вошли предложения по мерам, реализация которых способна увеличить объемы перевозок в направлении стран Средней Азии, Закавказья, Китая, а также частично компенсировать потери от сокращения объемов перевозок грузов автотранспортом. Так, в целях содействия развитию транспортно-логистических коридоров определены задачи по реализации в этом году таких мероприятий, как либерализация разрешительной системы, действующей в Российской Федерации, реализация соглашения с Китаем о разрешении проезда на континентальную часть КНР, проведение переговоров с рядом стран о введении безразрешительного принципа выполнения международных автоперевозок грузов в/из третьих стран, разрешение белорусским перевозчикам на выполнение по территории РФ каботажных перевозок и другие.

C целью получения дополнительного количества разрешений в 2022-м ассоциацией во взаимодействии с Минтрансом проведена работа, в Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Киргизию, Китай, Турцию направлены соответствующие запросы. С китайской стороной состоялись переговоры, в ходе которых достигнута договоренность об обмене разрешениями. Предложение о проведении переговоров и выделении дополнительной квоты разрешений направлено в Минтранс Турции.

Ориентир на Восток

— То есть транспортная работа вслед за экспортной деятельностью смещается в направлении Юга и Востока? 

— Именно так. Этот вектор выбран не случайно. По информации Правительства, экспорт из Беларуси в страны Евросоюза и Северной Америки из-за санкций сократится на 16—18 миллиардов долларов в эквиваленте, в связи с чем Беларусь активизирует свою внешнеторговую деятельность в страны Азии, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Америки. А направления и объемы выполняемых международных автоперевозок грузов в значительной мере зависят как раз от направлений внешней торговли и товарных потоков. Кроме того, именно многие азиатские страны, как прогнозирует ЕБРР, будут наращивать свой ВВП в 2022 году.

Существенный потенциал содержат в себе схемы перевозок, в которых грузы западноевропейских государств и товары в/из нашей страны и государств ЕАЭС перегружаются на отечественных железнодорожных терминалах, куда доставляются автотранспортом. В этом смысле необходимо шире использовать возможности мультимодальных перевозок при следовании грузов из Китая и увеличивать объем грузов, перевозимых в контейнерах. При этом в части контейнеризации грузов хорошо бы разработать комплексную программу, которая бы задействовала в этой работе одновременно предприятия — производителей продукции, а также транспорт — и железнодорожный, и автомобильный.

На внутригосударственном уровне уже предпринят ряд шагов, которые призваны помочь субъектам хозяйствования преодолеть полосу трудностей, обусловленных действием европейских санкций. Это столь необходимые сегодня шаги по приостановке применения увеличенных размеров ставок земельного налога и налога на недвижимость на местном уровне, легализацию параллельного импорта, предоставление рассрочек и отсрочек по платежам НДС, право временно не начислять амортизацию, мораторий на увеличение базовой арендной величины и иные меры.

И это далеко не все, что сделано и чего стоит ожидать: оперативно-ситуационный штаб, созданный при Правительстве, продолжает действовать, а международные перевозчики во главе с Ассоциацией «БАМАП» и в дальнейшем будут предлагать для рассмотрения все новые предложения, обусловленные складывающейся ситуацией.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter