С 1 августа в Беларуси введены новые стандарты для обеспечения безбарьерной среды

Поверх бордюров

Более доступными должны стать лифты — с подходящим для колясок размером и кнопками со шрифтом Брайля. Также среди задач на ближайшее время — совершенствование тактильных указателей, креплений для инвалидных колясок в автобусах. Многое еще нужно сделать, чтобы жизнь людей с особенными потребностями стала проще и комфортнее.

Во время презентации проекта «Крокi на гукi» в Витебске.

Важно, что разрабатывать новые стандарты помогали сами люди с инвалидностью, считает Константин Ламчановский, председатель витебской областной организации ОО «БелТИЗ». С ним мы встречаемся на проходной предприятия «Элект», где трудятся люди с инвалидностью по зрению. Именно отсюда начинается звуковой маршрут, благодаря которому незрячим и слабовидящим удобно ориентироваться в городском пространстве. Спасибо навигационной программе «Крокі на гукі», которая недавно стартовала в Беларуси, делится Константин Константинович:

— Программа (координатором ее выступил Михаил Антоненко, большой энтузиаст и руководитель учреждения реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека». — Авт.) состоит из бесплатного мобильного приложения BuzzPoint и информатора, издающего при соединении с приложением на смартфоне звуковой сигнал. Включив его, прозвучит сообщение о том, что за здание рядом, где дверь, сколько ступенек перед входом, есть ли пандус и поручни...

К выбору маршрута и точек для ориентира в Витебске  подошли со всей ответственностью. Проанализировали множество факторов, главными из которых стали воcтребованность и актуальность мест передвижения. А также наличие объектов, особенно необходимых незрячим. Например, таких как тот же «Элект», поликлиника, территориальный центр. Константин Ламчановский достает из портфеля складную белую трость. Один взмах, и все — ей можно пользоваться, говорит собеседник:

— Во‑первых, передвигаясь, мы «простукиваем» ею все бордюры, стены, конструкции. Таким образом понимая, что перед нами, — свободная дорога или препятствие. Во‑вторых, белая трость — это еще и знак для окружающих: пожалуйста, обратите внимание — рядом с вами плохо видящий человек. Особенно это актуально в летнюю пору, когда кругом много велосипедистов. Важно, чтобы они знали: незрячий или слабовидящий очень зависим от их внимательности и скорости реакции.

Константин Ламчановский демонстрирует принцип работы системы «Крокі на гукі».

Вот он во время состязаний по дартсу на областном комплексном фестивале.
Константин Константинович запускает приложение, вставляет в ухо наушник. От «Электа» мы небыстро, но верно двигаемся в сторону Кировского моста, по пути проверяя, как и везде ли работают звуковые информаторы. На нашем пути встречаются «озвученные» магазины, а еще индустриально‑технологический колледж. Обозначить последний было важно еще и потому, что в двух шагах от учреждения образования — остановка общественного транспорта, рассказывает Константин Константинович:

— Важно, чтобы город еще изыскал возможность снять кусок тротуарной плитки и положить специальную, тактильную: от остановки до пешеходного перехода. Есть и такие проблемные для незрячих моменты, устранить которые можно и вовсе без особых денежных затрат. Например, есть нюансы по городским декоративным скульптурам, вроде скамейки‑бабочки возле универмага. Для слабовидящих и незрячих встреча с ней опасна из‑за непривычной формы. Чтобы обошлось без травм, достаточно поставить по бокам ограждение.

В городе над Двиной установлено более 25 звуковых устройств. Презентация проекта «Крокі на гукі» состоялась этим летом. Но незрячие и слабовидящие, а только по Витебску в «БелТИЗ» состоит около 500 человек, уже успели оценить новшество. Константин Ламчановский уверен: за звуковыми информаторами будущее. Система уже заработала в Минске, Витебске, Гомеле и Бресте. А в Витебской области после областного центра первые ласточки прогресса появились в Орше, Новополоцке, Городке. До конца года проект должен охватить всю Беларусь. Стоимость одного информатора — около 300 рублей, приводит цифры собеседник:

— Будем думать, что эта сумма не станет препятствием для развития действительно безбарьерной среды. Сегодня как раз ведем переговоры по установке информаторов в двух банках Витебска, которыми активно пользуются незрячие. Уверен, со временем эта система будет распространена. В подтверждение тому — история со звуковыми светофорами, которых лет десять назад в Витебске почти не было. А сегодня каждый незрячий может свободно переходить дорогу на звуковой сигнал. Тактильные указатели на лифтах, в автобусах и другие новшества, предусмотренные измененными с 1 августа нормами, — хороший знак: людям с особенными потребностями идут навстречу.

Новые стандарты для обеспечения безбарьерной среды — необходимое решение. Теперь главное, чтобы оно нашло применение на деле, считает Андрей Цибульский, председатель витебской объединенной организации ОО «Республиканская ассоциация инвалидов‑колясочников»:

— При всех ГОСТах и СНИПах в Витебске многие пандусы, пониженные бордюры — это скорее препятствие, чем помощь. Сделаны они словно в обход правил. Сейчас у меня есть цель, которая поможет внести значимый вклад в общее дело: пытаюсь попасть в комиссию по приемке объектов строительства. Чтобы на личном примере объяснять, какая безбарьерка нам нужна, а какая — для галочки.

Андрей Цибульский не может усидеть дома.

Вот он во время состязаний по дартсу на областном комплексном фестивале.
Собеседник признается, что и сам раньше не представлял, с какими проблемами приходится сталкиваться людям с инвалидностью. Все изменилось с тех самых пор, как 15 лет назад его историю переписало страшное ДТП. Андрей выжил, но может передвигаться только в коляске:

—  По образованию я ветеринар, после вуза пару лет трудился по специальности, потом подался в предприниматели, а сегодня моя работа — это наша организация. Я хочу и могу выкладываться на все сто. Ведь кто лучше позаботится о нас, чем мы сами?

В Витебске в плане безбарьерной среды есть куда приложить руки.

— Возле моего дома есть Т‑образный перекресток, где высота якобы доступного бордюра варьируется от 0 до… 15 сантиметров, — вздыхает Андрей Викторович. — А ведь асфальт меняли совсем недавно. Стоило ли принимать такой объект — вопрос. И случай неединичный. Как колясочника, меня волнуют и остановки общественного транспорта, где роль пандусов порой играет положенная боком бордюрная плитка. Могу привести десятки примеров, когда вместо стандартного пандуса перед тобой оказывается не пойми что: узко (так что не проехать), нет перил, а то и положена скользкая плитка. Малейший дождь, снег — и это настоящий каток.

Отдельная тема — специально обозначенные парковочные места. Кто только не становится на них, кроме самих людей с инвалидностью… Впору вешать табличку: «Ты правда хочешь на мое место?». Андрей Цибульский вспоминает, как однажды ему позвонила представитель администрации крупного торгового центра в Витебске:

— С нашей помощью директор хотела, а значит смогла, разобраться, как сделать так, чтобы парковка для колясочников была удобной. Может показаться, что я слишком придираюсь, выставляю завышенные требования, но это не так. Просто считаю: необдуманность губит любые здравые инициативы и новшества. А если при каждом ремонте и реконструкции учитывать интересы людей с особенными потребностями, то мы и не заметим, как будем жить в цивилизованном обществе. Без барьеров — в головах и пространстве.

КОММЕНТАРИЙ

Игорь Петришенко, заместитель Премьер‑министра:

— Решение проблем лиц с ограниченными возможностями является одним из базовых принципов реализации социально ориентированной политики государства. Сегодня в нашей стране проживает около 570 тысяч инвалидов, свыше 340 тысяч граждан старше 80 лет. Это те категории, которые в первую очередь требуют к себе особого внимания и отношения. В текущей пятилетке (2016—2020 годы) только в рамках реализации госпрограммы о социальной защите и содействии занятости населения на поддержку этой категории лиц будет направлено более 2 миллиардов рублей. В стране активно совершенствуется законодательство, выстраивается система эффективной медико‑психологической и социально‑трудовой реабилитации. Решаются вопросы лекарственного обеспечения. Государство создало полноценные условия для занятий людьми с ограниченными возможностями физкультурой и спортом. И мы, конечно, гордимся успехами наших паралимпийцев, которые прославляют нашу страну выдающимися спортивными результатами. Новое для многих понятие «универсальная среда» — это и есть системный, комплексный подход, дающий возможность человеку, вне зависимости от его здоровья, функциональных ограничений, пользоваться окружающим пространством без посторонней помощи. Это современный путь цивилизованного созидания, создания мира, комфортного для каждого.


Фото автора и Алеся Пилецкого
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter