Репортаж. Почему метро работает как часы?

Повелители времени

Пассажиры Минского метрополитена видят всего несколько часов — у кассы и платформы. На самом деле на одной только станции их от сотни до двух. А всего в столичной подземке тысячи часовых механизмов. Как работает вся эта система, где, как и в авиации, сбой времени даже на секунды может привести к катастрофе? Узнаем прямо сейчас. 


Сверим часы

Какие часы в метро самые главные? Те, что в кабинете начальника? Мой вопрос часовщика, электромеханика Александра Кудрявцева повеселил: 

— Ну, это само собой. А вообще, те, которые у дежурного по станции. По ним он контролирует движение поездов. Само же единое время автоматически сверяется по спутнику, синхронизация идет ежеминутно. Точность совпадения — до микросекунды, одной миллионной доли секунды. 


В самом сердце часовой системы метро — на центральной электронно-часовой станции (ЦЭЧС) — синхронно тикали десятки механизмов. Отсюда управляют всеми часами подземки. Вообще, в этой службе 9 часовщиков. Работают они посменно круглые сутки. Так было и в 1992 году, когда Александр, выпускник радиотехнического института, пришел сюда с авиаремонтного завода. Сохранилось и требование обязательно сдавать экзамен перед приемом на работу. Сегодня эти люди отвечают за показания времени на 29 станциях, в электродепо и инженерном корпусе. 

Александр показывал мне старые фото с оборудованием метрополитена 1980 — 1990-х годов. С 1992-го, говорит, началась модернизация часовой станции: «Однако к концу 2001 года (тогда как раз открыли станции «Автозаводская» и «Могилевская») перестали производить нужные нам элементы, и мне поручили искать альтернативу. Я исходил из того, чтобы меня потом вспоминали хорошим словом». В общем, отправили Кудрявцева в командировку в Москву: «Я узнал о российско-швейцарской фирме, выпускавшей часы для аэропортов, вокзалов, больниц. Это была новейшая цифровая, высокоточная технология. Однако именно таких часов, как требовалось метро — суточных, интервальных, не было. Их компания сделала по предоставленным нами теххарактеристикам». 


Сейчас в метро работают две часовые системы — ЧЭСМ-75 и цифровая станция МТС (Mobatime Systems). У обеих есть основной и резервный комплекты оборудования. Запасной, если что, включится автоматически. Кстати, изначально в систему часового контроля входило и видеонаблюдение, поскольку камер было мало — бывало всего четыре на станцию, а сейчас доходит до 30. 

Отслеживать показания часов и устранять неисправности часовщики могут прямо из ЦЭЧС дистанционно. Однако для понимания причин важен также осмотр на месте. Что любопытно, для метрополитена значима не столько педантичная точность времени, сколько его синхронность: на всех станциях время должно быть единым. «Фраза «сверим часы» это про нас, — улыбнулся Александр. — От синхронности времени зависит безопасность движения поездов». 
Ежегодно Минское метро перевозит почти 300 миллионов человек, в сутки — до 800 тысяч пассажиров.
Отвертка, тестер и гигантские перчатки 

Александр продемонстрировал, что будет, если, скажем, какие-нибудь часы на станции остановятся:

— Сработают звуковая и световая сигнализации. Такая реакция будет и на вышедший из строя блок, обрыв линии и прочие неполадки. Вы спрашивали про интернет. На часовой станции его нет, у нас своя локальная сеть. Категорически запрещены и носители вроде флеш-карт. Это вопросы безопасности. 



Какие инструменты нужны часовщику для работы? От отвертки и цифрового тестера до защитной каски и стремянки с тряпочкой. 

— Да, мы сами очищаем все часы, в том числе электронное табло над путями. Пыль — штука в нашем случае коварная, она ведь токопроводящая, металлизированная. Эти работы идут ночью, когда напряжение с контактного рельса снято. Все приборы, те же тестер для измерения напряжения, частотомер, осциллограф, обязательно проверяют в специализированной лаборатории. 

Замечаю штамп с датой проверки и на толстых резиновых электроизолирующих перчатках, они Александру до предплечья. Перчатки нужны для работы с электроустановкой напряжением до тысячи вольт. 


Кстати, об источниках питания для ЦЭЧС. Есть основной и резервные, так что остаться без электроэнергии метро также не грозит. 

…Александр распахнул дверцы одного из шкафов, а там — настоящий музей часов. Круглые и прямоугольные, стрелочные и электронные. Некоторые сохранились с открытия метрополитена. «Это все с советских времен, — обводит он взглядом коллекцию. — Все они для меня как родные». Электромеханик долго и увлеченно рассказывал о механизмах, ставших уже историей. А вот — редуктор башенных часов, надежная система шестеренок. Весит он килограммов 20. А каковы же сами часы? Посмотрим.
За 36 лет с момента пуска столичная подземка перевезла более 7,8 миллиарда пассажиров — эта цифра сопоставима с населением всей планеты.
Часы на старой башне

Мы поднимались все выше, преодолевая один лестничный пролет за другим. Теперь что-то вроде корабельного трапа, и мы оказываемся в крохотном помещении, самом высоком в метрополитене. «И вот», — Александр молча ждал нашей реакции, показывая на квадратную дыру в стене. В ней небольшая металлическая коробочка, дальше — створки, за ними площадь Независимости. Коробочка поминутно выдавала короткое «вжик». Это работала минутная стрелка скрытого за створками огромного циферблата. Здесь все очень компактно и просто. В этой коробке умещается двигатель и шестеренки. Сами часы в диаметре 3 метра, стрелки метра полтора. Часовая короче минутной на 10 сантиметров. 


Любопытно, что изначально механизм башенных часов был чисто механическим и оттого сложным в обслуживании. А в Минск его привезли из небольшой деревни рядом с Ереваном, там находился единственный в СССР завод, производивший башенные часы. Художественным оформлением, изготовлением циферблата и стилизованных стрелок занималась минская мастерская. Так вот часы устанавливались в день пуска метрополитена, правда, в спешке. Из-за чего спустя полгода с первыми морозами механизм заклинило, пришлось его снимать и промывать. С тех пор часы безупречно работают уже 36 лет. Интересно, что до восстановления Ратуши именно эти часы считались главными в городе и извещали о наступлении Нового года. Изначально они задумывались с курантами, но такая конструкция с электронным камертоном стоила огромных денег. По объективным причинам отказались и от идеи «поющих» часов. 

Башенные часы тоже управляются с центральной электронно-часовой станции. Раз в месяц — плановый осмотр. Александр показал ключ: «С его помощью могу остановить механизм в любое время и, к примеру, достать стрелки, подведя их на 12. Раньше нужно было ждать двенадцати, чтобы выполнить манипуляцию». А еще башенные часы, когда холодно, обогревают, чтобы не заклинило шестеренки. Косметический ремонт, скажем, циферблата, делают альпинисты. 


Мы на станции «Грушевка». «Ну, вот, это новые путевые часы», — Александр загадочно улыбнулся. Нужно было найти отличие электронного табло с тем, что мы видели на станциях, построенных раньше. Но по мне так разницы нет. Более современный часовой механизм отлично вписался в действующую систему. Немного посверлив взглядами новинку, мы скрылись за дверью, что была рядом. Еще пару дверей, коридор — и мы оказываемся в лаборатории автоматики и телемеханики. На «прогонке» как раз стояли платы часов. Их проверяют после ремонта, тестирование — минимум неделю. 

…Профессия у электромехаников метро интересная и очень ответственная. А судя по тому, что весь этот механизм работает как часы, Александр с коллегами свое дело знают на отлично. 

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter