Сельчанин из Новогрудского района зарабатывает на сельхозтехнике из металлолома

Повелитель металла и дерева

Ворота жителя деревни Отминово Николая ФУРСЫ круглый год распахнуты. Летом сюда стремятся дети — покататься на самодельных качелях и каруселях, а с весны до осени — взрослые. Ведь Николай Петрович здесь единственный, кто создает своими руками уникальную агротехнику, которой можно обработать огород, а агрегаты охотно предоставляет напрокат.


Сельчанин, как всегда, возится в гараже — под негромкую музыку чинит «ласточку». Завидев меня на пороге, выходит встречать, но сначала поведал об истоках своего увлечения:

— Сам всю жизнь прожил в Отминово. Мое хобби — от отца, он у меня мастер был на все руки. Занимался столярными работами, у него тоже было множество собственноручно собранных агрегатов, свой трактор. Я с детства приноровился ему помогать. Окончил школу, затем в Лидском ДОСААФ отучился на шофера, отслужил в Североморске — увлечение как-то забылось. А к 30 годам вдруг сам начал собирать сельхозтехнику.


Во дворе Николая Петровича две мастерские, гараж, самодельная баня, помещения для кур и свиней. Огород в 20 соток. Словом, без нужных агрегатов не обойтись. Сельчанин подводит меня к трактору — первому помощнику в хозяйстве:

— Запчасти собирал понемногу несколько месяцев: что-то давали соседи, брал ненужное в сельхозпредприятии, а что-то находил на улице и покупал. Сначала подобрал мотор от старого «Запорожца», потом в руки попала коробка передач от самосвала ГАЗ-53. Все это долго пылилось в гараже, прежде чем нашел применение. Но у меня такой принцип — раз взялся за дело, доведи его до конца. От старых «Жигулей» взял «мост», большие колеса — от заводской сеялки, колеса поменьше — от ВАЗ. Кабину сварил из кусков жести: сам резал, подгонял под нужные размеры, вставлял окна. Сиденья и руль взял от старых автомобилей и приладил. Работа заняла около года, бывало, ночами не спал, проводил время в гараже. Зато трактор исправно работает уже 11 лет.

Николай Петрович ловко забирается в кабину и заводит двигатель. Махина отзывается тарахтением — слушается хозяина. Кстати, чтобы у нее появился номер, а у отминовского умельца — возможность выезжать на ней за пределы двора, пришлось немало повозиться:

— Собирал чеки и справки на каждую деталь, чтобы показать, где и что взял. Потом обратился в ГАИ и месяц ждал ответа. Пришло письмо, мол, зарегистрируем, но в виде исключения.


РЯДОМ с трактором замечаю самодельный прицеп — заводское у него только крепление. Саму коробку Николай Петрович варил из ненужных кусков железа. Однако экспонат считает совсем неинтересным и ведет к другим. По дороге замечаю на земле причудливую конструкцию, похожую на пандус. Мастер объясняет, что это эстакада, на которой можно ремонтировать машину. Кстати, ее тоже сделал сам из старых труб и швеллеров и успешно пользуется.

Сельхозтехника зимой покоится среди снега, заботливо прикрытая шифером от осадков. Николай Петрович показывает на конструкцию с двумя бочками на колесах:

— Это опрыскиватель — для него взял колеса от одного из отцовских агрегатов. Бочки отдал главный агроном из ближайшего СПК, а насос взял от старого протравливателя для зерна. Работает с помощью трактора: цепляю к нему, опрыскиватель едет следом, колеса вращаются и двигают насос — жидкость поступает из бочек по шлангам к распылителям, а из них — на растения.

Шланги прикреплены к перекладине — сразу и не заметишь, обращает мое внимание Николай Фурса. Детали для опрыскивателя собирал постепенно, поэтому работа над агрегатом затянулась.

Самая «молодая» в агропарке умельца картофелесажалка, ей всего два года. Дизайн и устройство подсмотрел у покупной у одного из соседей, а затем попробовал повторить — получилось успешно. Николай Петрович объясняет:

— Состоит из двух шестерней, вала отбора мощности, двух чашек для картофеля, кузова и колес. Благодаря движению колес вращаются шестерни, и картофель по чашкам попадает в землю.

Незаменим в хозяйстве и окучник: он один из самых первых агрегатов, собранных мастером, но работает исправно. Его Николай Петрович тоже крепит к трактору. Несколько маленьких отвалов ходят сверху вниз, обрабатывая землю. Их мастер выпилил из кусков железа — кстати, на них пара десятков маленьких зубчиков, а значит, работа требовала почти ювелирной филигранности. Хотя сам говорит, что все не так уж и сложно.


В хозяйстве полно и другой техники, например мини-подъемник, который крепится к металлическому каркасу. Его мастер использует, чтобы достать урожай из прицепа или переместить что-то тяжелое. Состоит агрегат из толстой цепи, которая приводится в движение с помощью вращения рычага сбоку, и двух крючьев. А за ним огромная бочка с трубой прямоугольной формы.

— Это коптильня, — заметив мой интерес, поясняет Николай Петрович. — Ее тоже собрал самостоятельно из старой емкости и заводской штанги. На одном конце небольшая печь: закладываю дрова, поджигаю, дым идет по штанге к большой бочке, где лежат сало и мясо, — таким образом продукт коптится.

Такую технику невозможно собрать без подходящих инструментов. Им нашлось место в двух мастерских. В одной из них вижу на стенах трафареты, треугольники, транспортиры, пилы. А по центру большой станок. Николай Петрович берет кусок дерева:

— Здесь работаю с древесиной — начал увлекаться этим даже раньше, чем сбором техники из металлолома. Станок собрал самостоятельно: зажимаю кусок, включаю в розетку и наблюдаю за тем, как дерево принимает нужную мне форму.

Раньше Николай Петрович трудился в местной котельной, но после закрытия школы ее ликвидировали. Устроиться на новую работу в деревне, где осталось меньше сотни жителей, тяжело, а до города отсюда — около 30 километров. Летом зарабатывает сбором грибов, фруктов и ягод, а круглый год временные подработки. Кстати, и про свое подворье мастер не забывает: за год с нуля построил баню, а в ней все из дерева. Хотя достать материал было сложно — помогали друзья. Теперь ярко окрашенный сруб красуется посреди двора. А на площадке недалеко от ворот — турник и качели для внуков (впрочем, покататься забегает и окрестная детвора), беседка, в которой собирается семья. Да и в доме все сделано его руками: стол, табуретки, стенка, умывальник. Жена Светлана Евгеньевна рядом с мастером уже 29 лет:

— Всегда увлекался самоделками: бывало, что-то нарисует, а потом долго мучается, чтобы изделие получило жизнь. Печку, например, придумал обшить деревом. Пожарные приходили, оценили. Да и в сельисполкоме не прошли мимо — на последнем празднике деревни отметили грамотой и подарком.

Двое сыновей Николая Петровича по его стопам не пошли, но отца считают авторитетом в технических вопросах и часто просят помощи с автомобилями. Да и внуки любят бывать в деревне, причем время проводят по большей части в дедушкином гараже.

haluza@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter