Повелитель капуцинов

Кто бы мог подумать, что хорошим подарком на день рождения когда-нибудь станет.
Кто бы мог подумать, что хорошим подарком на день рождения когда-нибудь станет... таракан? Честно говоря, я скорее обрадовался бы верному средству для борьбыс этими вредными насекомыми.

Но мода диктует свое: к примеру, брестская молодежь в возрасте от старшего школьного до студенческого преподносит друг другу "усачей" в разноцветных коробочках и от такого рода "презентов" просто балдеет.

Законодателем этой моды в городе над Бугом, как выяснилось, является студент биофака Брестского государственного университета Тимур Зинов. Тараканов он на протяжении вот уже шести лет разводит прямо в квартире, где живет вместе с родителями. Причем, как выяснилось, не только тараканов. Не меньший интерес для будущего естествоиспытателя представляют пауки-птицееды - об этом Тимур рассказал мне уже сам при встрече, которая состоялась у него дома.

Демонстрация насекомых проходила на кухне, куда хозяин необычных коллекций принес пластиковые банки и коробки со своими питомцами: пять видов тараканов и семь - пауков. Последних в общей сложности у Тимура обитает сорок штук. Количество первых поддается лишь самому приблизительному учету: вместе со всем потомством беспозвоночных наберется несколько тысяч.

Возившаяся у плиты мама Тимура оглянулась на емкости с насекомыми, покачала головой и строго сказала

: - Смотри, чтоб не сбежали.

Тимур в ответ усмехнулся и махнул рукой: дескать, все нормально, мама, не сбегут. И придвинул ко мне первую посудину, на дне которой, оседлав половинку скорлупы кокосового ореха, шевелили усами два без преувеличения гигантских таракана - каждый длиной с половину шариковой ручки. Оказалось, что эта порода так и называется: таракан гигантский. Родом из Южной Америки. Взрослая особь достигает семи сантиметров.

- Эти у меня - самые ценные экземпляры, - пояснил Тимур. - Какие красавцы!

Тараканы смотрелись и в самом деле очень авантажно. Пока сидели в банке, вели себя тихо. Но стоило молодому человеку выудить одного и положить на лист белой бумаги, чтобы я мог сфотографировать насекомое, как оно сразу засуетилось, забегало. Хозяин запросто укротил гиганта, несколько раз сильно на него дунув. Видимо, для таракана подобная экзекуция была сродни удару кувалдой: "усач" моментально притих и дал мне возможность сделать снимок.

Второе место в списке любимцев Тимура прочно занимает шипящий таракан, предки которого некогда обитали на острове Мадагаскар. Размерами он не уступает гигантскому, но, ко всему прочему, умеет шипеть. Если взять насекомое в руки, оно начнет издавать достаточно громкий звук. От неожиданности может испугаться даже человек - что уж тут говорить о букашках, с которыми мадагаскарский таракан пересекается в естественной среде обитания!

Самыми веселыми оказались мраморные тараканы. Свое название этот вид получил благодаря характерному, с прожилками, узору на крыльях. Мраморные вдвое короче гигантских, зато гораздо подвижнее. По признанию Тимура, наблюдать за ними можно часами, причем с большим интересом. В банке из-под карамелек "Чупа-чупс" эти насекомые живут целой колонией.

Два оставшихся вида хоть и экзоты, но выглядят более или менее привычно. Lencopfaea maderas, которого Тимур запросто величает "мадера", обращает на себя внимание разве что чрезвычайно длинными усищами. А капуцины - те вообще похожи на жуков: кругленькие, короткоусые. Обе породы малоподвижны. Тратить на рассказ о них время не захотел даже сам хозяин: "мадеру" и капуцинов увлеченный биолог держит исключительно для коллекции.

Из происхождения своих тараканов Тимур тайны не делает. Шипящих и мраморных ему на заказ привезли из Польши. Остальных молодой человек покупал через друзей и знакомых в Харькове, на специальной базе по разведению беспозвоночных.

О содержании насекомых в домашних условиях студент Зинов уже сейчас мог бы написать целую книжку. Меня он в деталях просветил, как правильно готовить террариум, поддерживать в нем нужный процент влажности, избегать появления паразитов и т.д. Перечислил и кулинарные пристрастия тараканов. Как я и предполагал, едят они все. Предпочитают свежие овощи и фрукты, но если вовремя не покормить, то и друг другом не побрезгуют.

Наблюдая, как хозяин без тени отвращения берет тараканов в руки, я не удержался, спросил: а нет ли случайно у них в семье какого-нибудь фирменного блюда, где в качестве одного из ингредиентов фигурируют беспозвоночные? Оказалось, что нет. Хотя про шипящих мадагаскарских Тимур и в самом деле слышал, что в кулинарной традиции народов Юго-Восточной Азии эти насекомые занимают не последнее место. Там из них делают консервы, внешне чем-то напоминающие шпроты, засахаривают и даже заворачивают в блинчики. Личинок иные гурманы поедают маринованными, а иногда и почти сырыми.

Брестские предприятия общественного питания к Тимуру с деловыми предложениями пока не обращались. Так что коммерческий аспект увлечения беспозвоночными на сегодняшний день сводится для молодого человека лишь к продаже единичных экземпляров - по достаточно скромным, до пяти тысяч рублей, ценам - таким же увлеченным любителям живой природы либо подросткам, желающим прослыть оригиналами.

Приходила, правда, в голову Тимуру мысль об организации тараканьих бегов. Для этого нужно завести насекомых особой породы - американской. Сделать это несложно. Подготовить их к состязаниям для опытного биолога - тоже пустяк. Но вот чисто техническая сторона аттракциона пока представляется Тимуру непосильной, да и совета спросить не у кого. Просидев битый час в Интернете, мы так и не нашли толкового описания этой некогда очень популярной забавы.

За разговором о тараканах мы едва не забыли о пауках-птицеедах. А ведь именно они для Тимура - предмет истинной гордости.

Содержать птицеедов гораздо сложнее, тут нужно быть настоящим фанатом. Пауками Тимур почти не торгует, боится, что насекомое попадет к плохому хозяину, который его загубит. У самого Тимура в паучьих банках даже высоких конструкций нет, поскольку для представителей некоторых видов членистоногих падение даже с небольшой высоты будет означать серьезную травму, например, грыжу. Паучьего самца с таким дефектом сразу можно списывать.

Между тем птицееды достаточно сильные и агрессивные существа. На памяти Тимура случай, когда один из его пауков дважды самостоятельно открывал тугую крышку своего целлулоидного узилища и уходил в путешествие по квартире - после второго "побега" молодой человек обнаружил питомца в собственных брюках.

Кроме того, практически все пауки-птицееды ядовиты. В большинстве случаев их яд не смертелен для человека, однако может негативно повлиять на самочувствие. Тимура пауки кусали не раз. Бывали и судороги, и повышение температуры. Зато теперь у молодого человека, похоже, выработался иммунитет к паучьему яду. Когда я предложил сделать фотографию паука, сидящего на руке хозяина, и осведомился, не опасно ли это, Тимур заявил, что посадит птицееда хоть на лицо.

Кормом для пауков в летнее время служат лягушки, а в остальное... мраморные тараканы. Если покупателям последние достаются по 700 рублей за штучку, то представители паучьего племени имеют на обед 8-10 насекомых в неделю совершенно бесплатно.

Пауки-птицееды вырастают до 11 сантиметров в длину, не считая ног. 11-сантиметрового монстра у Тимура пока нет. Впрочем, молодой человек уже вышел на продавца редкого членистоногого и в скором времени намерен его приобрести.

...При одном только воспоминании о намеченной покупке глаза Тимура засверкали. Я же представил себе паука размером с ладонь взрослого мужика не без дрожи. Что и говорить, увлечение не для слабонервных!

С другой стороны, нельзя не признать очевидный факт - во многих странах Европы содержание птицеедов по своей популярности постепенно догоняет аквариумистику. А нашему брату, как известно, только подай идею...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter