По мнению МЧС, число пожаров в природных экосистемах в ближайшие дни может возрасти

Поумерьте пал

Если раньше апрель в первую очередь ассоциировался с паводком, то вот уже третий год теплая погода вносит свои коррективы: все вокруг будто окутывает дымовая завеса. Слишком уж усердствуют сельчане и дачники, сельхозорганизации и предприятия, наводя порядок на земле. И сколько ни говори, что огонь — далеко не лучший способ избавиться от сухой растительности, бесполезно. С начала «горячего сезона» зафиксировано 713 природных пожаров на площади более чем 284 гектара. Только в минувший понедельник машины спасателей выезжали ликвидировать последствия таких возгораний 112 раз. Увы, есть и первая жертва.

Фото Сергея ЛОЗЮКА.

В деревне Сушино Полоцкого района на выгоревшем при выжигании травы земельном участке обнаружен труп 70–летнего мужчины. В хирургическое отделение Костюковичской районной больницы тем же вечером с термическими ожогами кисти, голени и бедра поступил 76–летний пенсионер из деревни Каничи. Сжигал мусор, споткнулся и упал в костер... А в деревне Понятичи Вилейского района из–за травяного пожара на исходе марта пылало 6 строений, 3 жилых дома в том числе.

— Виновница пожара Мария, дачница из Молодечно, зашла ко мне утром и говорит, мол, погода хорошая, надо мусор спалить. Я ей: «Тебе что, дней больше не будет? Этакий ветер и сухота!» В ответ: «Ай, у нас мало мусора. Флягу воды возьмем, будем дежурить», — вспоминает, сгребая прошлогодние листья, сосед Василий Иванович. — Я в хате пол подкрашивал. Глянул в окно — дым валит! Ведро с водой схватил и тушить, а она кричит: «Вася, звони в МЧС!» Ведро об землю и побежал к телефону. Пока туда–сюда — уже сарай сгорел, и огонь на другую хату перекинулся. Минуты три каких прошло...


На тушении этого пожара, согласно информации местного районного подразделения по ЧС, было задействовано 6 расчетов. Районный центр, по сути, остался без прикрытия. Пришлось объявить сбор личного состава, задействовать резервные машины и дежурить, пока спасатели ликвидировали последствия беспечности одной безответственной дачницы.

Местные рассказывают: чтобы рассчитаться с соседями, Марии придется брать ссуду в банке. Часть денег она планирует одолжить у родственников. Ведь человеку, у которого дом сгорел полностью, нужно купить новый, остальным пострадавшим — перекрыть шифером крыши. Еще один из сгоревших домов, на счастье дачницы, был застрахован.


Анатолий Стреж у дома, пострадавшего от пожара, в деревне Понятичи.

Фото Инны ГОРБАТЕНКО.

— Лучшее время для сжигания мусора — после дождя, — напоминает первый заместитель начальника Вилейского районного подразделения по ЧС Анатолий Стреж. — При сильном ветре удержать огонь под контролем сложно. Сжигать лучше на вспаханном огороде, который препятствует распространению огня. И не все сразу, а небольшими порциями, чтобы пламя не разгоралось сильно.

Пресс–секретарь Министерства по чрезвычайным ситуациям Виталий Новицкий разворачивает перед нами карту со всевозможными графиками. Наиболее пожароопасными считаются районы, где расположены огромные дачные массивы — Минский и Гомельский (там травяные возгорания тушили уже более 30 раз), Могилевский, Смолевичский и Пуховичский. Оно и понятно: согласно статистике, до 90% подобных возгораний происходят как раз по вине дачников, с которыми традиционно тяжело вести профилактическую работу. Еще в 26 районах — преимущественно Витебской области — пока спокойно.

— Чем быстрее зазеленеет трава, пройдут дожди, тем скорее проблема сойдет на нет. Пока же более–менее стабильная обстановка ожидается лишь по северо–востоку страны, — прогнозирует Виталий Новицкий. — При этом стоит отметить, что в прошлом году на этот же день очагов возгорания было в 5 раз больше.

gorbatenko_inna@mail.ru

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 64 (24946). Четверг, 7 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter