Потянуло на сладкое

Перебои с импортом сыграли на руку отечественным кондитерам По данным Белстата, в 2010 году организации кондитерской отрасли страны произвели 145,1 тыс. тонн конфет, карамели, зефира и шоколадок. Из всего этого вала на внутреннем рынке было реализовано порядка 110 тыс. тонн, а экспорт составил более 25 тыс. тонн. В то же время в страну импортеры ввезли 60,6 тыс. тонн кондитерских изделий. Более 90 % из них отнюдь не уникальные продукты — они имеют отечественные аналоги. Но все равно каждый третий килограмм кондитерских изделий, реализуемых в белорусской рознице, импортный. «Бешеный спрос» — именно так весной и летом нынешнего года характеризовали непривычную покупательскую активность населения специалисты кондитерской отрасли страны. Повышенный же спрос в начале осени был ожидаем. Население активно покупало сладкое, даже несмотря на то, что импорт подорожал да и ценники на отечественную продукцию не стояли на месте. Согласно данным Белстата, за 9 месяцев 2011 года средняя стоимость килограмма глазированных шоколадом конфет выросла в два раза — с Br 19,425 тыс. до Br 41,979 тыс., сам шоколад подорожал c Br 34,174 тыс. до Br 85,439 тыс., а зефир — с Br 10,193 тыс. до Br 24,151 тыс. Цены на сладости с начала года выросли в два раза. При этом только за август производители кондитерских изделий, входящие в структуру концерна «Белгоспище-пром», реализовали на внутреннем рынке 6,9 тыс. тонн продукции, что на 1,25 тыс. тонн больше, чем годом ранее. Всего за 8 месяцев нынешнего года, согласно информации Белстата, белорусы купили почти 51 тыс. тонн отечественного шоколада, конфет, халвы, мармелада и около 10,9 тыс. привозных кондитерских изделий... На снимке: мармеладчица-пастильщица Галина ДАНИЛЕНКО на линии производства зефира. Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Перебои с импортом сыграли на руку отечественным кондитерам

По данным Белстата, в 2010 году организации кондитерской отрасли страны произвели 145,1 тыс. тонн конфет, карамели, зефира и шоколадок. Из всего этого вала на внутреннем рынке было реализовано порядка 110 тыс. тонн, а экспорт составил более 25 тыс. тонн. В то же время в страну импортеры ввезли 60,6 тыс. тонн кондитерских изделий. Более 90 % из них отнюдь не уникальные продукты — они имеют отечественные аналоги. Но все равно каждый третий килограмм кондитерских изделий, реализуемых в белорусской рознице, импортный.

Зефир в шоколаде

«Бешеный спрос» — именно так весной и летом нынешнего года характеризовали непривычную покупательскую активность населения специалисты кондитерской отрасли страны. Повышенный же спрос в начале осени был ожидаем. Население активно покупало сладкое, даже несмотря на то, что импорт подорожал да и ценники на отечественную продукцию не стояли на месте. Согласно данным Белстата, за 9 месяцев 2011 года средняя стоимость килограмма глазированных шоколадом конфет выросла в два раза — с Br 19,425 тыс. до Br 41,979 тыс., сам шоколад подорожал c Br 34,174 тыс. до Br 85,439 тыс., а зефир — с Br 10,193 тыс. до Br 24,151 тыс. Цены на сладости с начала года выросли в два раза.

При этом только за август производители кондитерских изделий, входящие в структуру концерна «Белгоспище-пром», реализовали на внутреннем рынке 6,9 тыс. тонн продукции, что на 1,25 тыс. тонн больше, чем годом ранее. Всего за 8 месяцев нынешнего года, согласно информации Белстата, белорусы купили почти 51 тыс. тонн отечественного шоколада, конфет, халвы, мармелада и около 10,9 тыс. привозных кондитерских изделий.

«Импорт заметно сократился, произошел разрыв продукта по стоимости. «Заграница» ушла в премиум-класс, зато освободились среднеценовой сегмент и эконом-класс. Понятно, что пустоты пришлось заполнять отечественными продуктами», — объясняет ситуацию директор ОАО «Красный Мозырянин» Валерий Таран. Говоря о ценовом разрыве, специалист приводит конкретный пример: глазированная конфета с изюмом «Легенда», произведенная на этом предприятии, стоит в белорусских магазинах Br 22—25 тыс., в то же время цена аналогичных импортных конфет колеблется в пределах Br 50—60 тыс.

Еще весной в условиях ажиотажного спроса населения на конфеты и мармелад предприятиям отрасли пришлось резко наращивать объемы производства. «Нынешним летом кому-то из кондитеров приходилось работать в три смены, а кому и вовсе без выходных. Перед предприятиями отрасли стояла задача — закрыть внутренний рынок», — поясняют в «Белгоспищепроме».

Летние месяцы и начало осени стали по-настоящему жаркими и для «Красного Мозырянина». После запуска линии по производству зефира ускоренным способом, доля которого в ассортименте выпускаемой продукции занимает 48 %, фабрика перешла на 24-часовой режим работы. При этом пришлось уделить внимание и сокращению времени производственного цикла: уникальная для Беларуси технология позволила сладостям «созревать» не 12—14 часов, как ранее, а всего 30 минут. В итоге количество выпускаемого зефира выросло на 60 %. «Годовая производительность линии — 2,09 тыс. тонн. Существенно экономит время сушка. Шестнадцать инфракрасных ламп с излучением определенной длины волны и частоты убирают влагу из всей массы изделия», — объясняет особенности процесса Валерий Таран.

Не остались в стороне и производители мучных кондитерских изделий. Именно им пришлось поработать больше всех: за 8 месяцев предприятия увеличили выпуск печенья до 19,3 тыс. тонн, что почти на 1,5 тыс. тонн больше, чем они выпекали годом ранее.

Конфетный период

Сложившаяся в стране экономическая ситуация, несомненно, сыграла на руку отечественным производителям — конкуренция со стороны импортеров практически полностью устранена. В любом магазине подтвердят: уже несколько месяцев белорусы отдают предпочтение отечественным конфетам. Однако при этом не стоит забывать и про оборотную сторону медали: в производственном цикле отечественных кондитеров задействовано немало продуктов критического импорта. То есть девальвация национальной валюты больно ударила и по их бюджетам. «Мы закупаем пектин, агар-агар, кокосовую стружку, изюм, орехи, глазурь — все эти ингредиенты занимают в общей доле сырья около 40 %, — говорит Валерий Таран. — Но мы сумели договориться с поставщиками о расчетах как в валюте, так и в белорусских рублях». В «Белгоспищепроме» констатируют: белорусским кондитерам пришлось столкнуться с ростом закупочных цен на сырье, что, несомненно, отразилось и на росте цен на конечную продукцию.

«Сейчас производим более 450 тонн в месяц, и все равно этого не хватает. Люди работают без обеда, с удлиненным графиком, но больше машины сделать не могут: некоторым видам оборудования уже по 25—30 лет, — рассказывает директор фабрики «Красный Мозырянин». — За рубеж уходит лишь 10 % выпущенной продукции. Она отправляется в США, Израиль, Эстонию. Недавно поставили пробные партии в Грецию, Азербайджан, Таджикистан, Армению, Грузию. Спрос был хороший, но, к сожалению, недостаточно ресурсов, чтобы заниматься экспортом».

Такая ситуация отнюдь не единичная. Как отмечают в концерне «Белгоспищепром», с января по июль за пределы страны предприятия отрасли отправили более 3,7 тыс. тонн карамели, что почти на 23 % меньше, чем за семь месяцев прошлого года. Практически не изменились объемы экспорта мучных кондитерских изделий. Шоколадных конфет предприятия концерна «Белгоспищепром» за рубеж отправили больше, чем в прошлом году, всего на 180 тонн — 2,426 тыс. тонн. То есть в то время как другие экспортеры, выиграв на девальвации белорусского рубля, успешно осваивают зарубежные рынки, кондитеры пока пробуксовывают. Но справедливости ради следует заметить: если в натуральном выражении поставки белорусских сладостей за границу по истечении уже 8 месяцев с начала года составили 8,03 тыс. тонн, что на 1 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года, то в стоимостном выражении предприятия концерна заработали $ 20 млн. Это почти на 16 % больше, чем за январь—август 2010 года.

В условиях переориентирования поставок не случится ли так, что, пока отечественные кондитеры будут вовсю насыщать внутренний рынок, часть внешнего займут конкуренты? И сможет ли выручка от реализации на отечественных прилавках восполнить недополученные поступления из-за границы? Однозначного ответа специалисты не дают. Мол, сначала нужно осмотреться, исходя из новой экономической ситуации, поработать в стабильных условиях. А там будет ясно, что они приобрели или потеряли в краткосрочной и долгосрочной перспективах и куда двигаться дальше. «Все сделать невозможно. Предприятия развиваются, но полностью перекрыть импорт нельзя. Важно нарастить мощность, максимально закрыть внутренний рынок, чтобы был резерв для поставки на экспорт», — уверяет Валерий Таран.

------------------------------------

На снимке: варщик Юрий КРИВОНОСОВ проводит анализ плотности патоки; варщик Александр ИГНАТОВИЧ на линии производства зефира.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter