Потрогать музыку рукой

Историю развития отечественной радиотехнической отрасли можно изучать по коллекции Айвара Блисиса

Айвар Блисис родился и вырос в городе Барановичи.
— Только белорусского лета, — смеется, — по-настоящему никогда не видел. — Как только начинались школьные каникулы, родители отправляли меня в Латвию, где в деревне жили бабушка с дедушкой. Там, в Риге, и институт закончил.
По специальности Айвар Блисис радиоинженер. Когда после окончания института стали искать место работы, на Беларуси остановились не случайно.
Жена, Ирина Леонидовна, отказалась оставаться в Латвии. Ее, русскую, начавшиеся там перемены пугали своей новизной и настораживали непредсказуемостью. А Айвар отказался ехать в Россию, на родину жены. Тогда и выбрали тихую и спокойную Беларусь, где национальные проблемы никогда не стояли остро.
Блисисы искали работу с квартирой. Предложили должность инженера средств радио и телевидения на радиорелейной станции РУП “Белтелеком” в деревне Турец-Бояры на Молодечненщине — согласились сразу. И стал горожанин Айвар сельским жителем. Научился и “топором махать”, и на огороде управляться. Сельчане его приняли: свой человек, от работы не бегает. И в то же время есть в нем что-то особенное. Как только Янис, старший сын, в школу пошел, с той поры нет в Турец-Боярах более заинтересованного и активного родителя, чем Айвар. В школьном спортзале пропадает. А то вдруг взял и организовал спортландию — сборная родителей против сборной школы.
А три года назад появилось у Айвара Петровича и вовсе странное увлечение. Знакомый из Ошмянского района привез старенькую, списанную радиолу “Латвия” — нашел в гараже среди всякой рухляди. Немало пришлось потрудиться Айвару Блисису, чтобы восстановить ее, привести в рабочее состояние. Но именно она, эта старенькая “Латвия”, положила начало необычной коллекции, по которой можно изучать историю развития отечественной радиотехнической отрасли.
Теперь в этой коллекции — около тридцати экспонатов, и каждый поет, разговаривает, ловит позывные на радиоволнах. Вот первая его “Латвия”, 1956 года выпуска. На шкале настройки — город Сталинград. Хозяин поворачивает ручку, и после минутного треска из приемника доносится мелодия. Волна Сталинграда не молчит и теперь.
— А прошло всего два года, — показывает он уже другую радиолу этой марки, — и на шкале нет ни Сталинграда, ни Волгограда. Видимо, создатели выжидали, какое название получит город. Посмотрите первую модель: какая красавица!.. Корпус, несмотря на годы, не износился, сделан шикарно, из натурального материала. А через два года — обычная фанера, поточный экземпляр.
Айвар Петрович переходит к следующему стенду:
— А здесь — эволюция радиол “Рекорд”. Самую первую из Радошковичей привезли. Посмотрите, малютка какая! Этот пятьдесят шестого года “издания”. Чуть поновее — пятьдесят восьмого, он много лет в курятнике простоял. Долго с ним повозиться пришлось, а теперь работает. Самый новый “Рекорд” — 1972 года.
Год выпуска Айвар Блисис определяет не по дате на крышке — крышку хозяева могли запросто поменять. А вот на конденсаторах и запчастях год самый подлинный, самый точный.
Самый новый из его раритетов — радиола “Сириус” 1974 года. Самый старый — довоенный граммофон, выпущенный в Ленинграде. Точной даты на экземпляре нет.
Больше всего Блисис сожалеет о том, что не стало всемирно известной фирмы “VEF” в Риге — лидера радиотехнической отрасли в бывшем Советском Союзе. Вот и в его коллекции больше всего транзисторных приемников производства этого предприятия. Это, говорит, музыка, звук, который можно потрогать, увидеть, извлечь самому, покрутив ручку настройки. И с грустью думает, что скоро все это станет только историей — эра цифровой связи на пороге.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter