Сегодня по долгосрочным планам работают многие успешные страны — Китай, Турция, Малайзия. В Казахстане, например, замахнулись аж на 2050 год. Наша страна, не имея запасов золота, нефти и газа, не может позволить себе жить одним днем. Стратегическое планирование для нас вдвойне актуально. Мы смотрим на развитые европейские государства и хотим жить не хуже. О’кей! Но для начала просто сравним статистику. ВВП на душу населения в ЕС в два раза больше. По производительности труда мы отстаем почти в четыре раза. Получается, чтобы догнать европейцев, нам надо в два раза больше и в четыре раза лучше работать. Каждому на своем месте. Готовы ли мы к этому?
Если один воспринимает такую модель поведения как норму, а трое равнодушно отмахнутся, толку не будет. Стало быть, начинать лучшую жизнь надо с себя: со своего образования, с отношения к своему здоровью, к своим профессиональным обязанностям. Все это вместе называется человеческим капиталом, и в Стратегии–2030 ему отводится одно из первых мест. Индикатором выбран индекс человеческого развития. Уже сейчас наша страна показывает довольно неплохой результат, занимая 53–е место в мировом рейтинге. Через пятнадцать лет хотелось бы находиться не ниже 40–й позиции.
Далее. Мировой опыт показывает, что добиваются успеха и удерживаются на рынках те компании, которые либо используют уникальные природные ресурсы, либо быстро внедряют новые технологии. Конкуренция здесь нешуточная, и времени на раскачку нет. Аналитики считают, что цены на калий и нефтепродукты, наши главные экспортные позиции, в долгосрочной перспективе останутся стабильными. А вот на железную руду, металлы будут расти. Так что нам придется ускоренно развивать высокотехнологичный сектор в экономике, чтобы снижать издержки. Однако сегодня его доля в промышленности до смешного мала. Всего–то два процента. К 2030 году по этому показателю планируется вплотную приблизиться к ЕС. Но пытаться догнать лидеров по всем направлениям бессмысленно. Потеряем время и деньги. В Стратегии определены приоритетные точки роста, на которые необходимо делать ставку. Это те отрасли, где уже накоплен определенный потенциал. Например, высокоточное машиностроение, оптоэлектроника, приборостроение, здравоохранение и фармацевтика, авиационная техника, лазерные, нано– и биотехнологии. Серьезным подспорьем здесь станет строящийся под Минском Китайско–Белорусский индустриальный парк, куда намечается привлечь корпорации с мировым именем.
Кто–то скептически усмехнется: мол, все ниши и рынки уже поделены, и там нас никто не ждет. Однако внедрение интеллектуальных систем позволяет даже самый простой продукт сделать более конкурентным, убежден один из разработчиков Стратегии–2030 директор НИЭИ Минэкономики Александр Червяков. Простой пример — обычная шариковая ручка. Казалось бы, все ее выпускают, и что еще здесь можно придумать? Но, может, на эту ручку поставить датчик, который будет записывать температуру тела, измерять давление, частоту пульса? Уже эффект новизны.
В целом Национальная стратегия содержит много полезных предложений. Здесь и реформа госуправления, подразумевающая сокращение числа министерств. Точки роста видятся в устранении избыточного вмешательства государства в экономику, в поддержке предпринимательства как драйвера экономического роста, в наращивании экспортного потенциала. Разумеется, все это еще требует обсуждения, уточнения и дополнения. Но главный вывод очевиден: кораблю, не знающему гавани, никакой ветер не будет попутным. Стратегия–2030 должна стать путеводным маяком, который позволит шаг за шагом решать вопросы реформирования экономики, не теряя из виду конечной цели.
konon@sb.by
Советская Белоруссия №199 (24580). Пятница, 17 октября 2014.