Потребляй и властвуй!

Арифметика проста. В прошлом году реальная зарплата в стране выросла на 21,5 процента...
Арифметика проста. В прошлом году реальная зарплата в стране выросла на 21,5 процента. Население отправилось в магазины закупать то, что необходимо в каждой семье, — обувь, бытовую технику, ковры, моющие средства и прочие товары народного потребления (ТНП). Однако предложение со стороны наших производителей не смогло догнать растущий спрос. Производство ТНП в стране увеличилось всего на 6,9 процента — Правительство и предприятия не уложились в прогнозный показатель. Зазор между потребностями и возможностями закрыл импорт. Статистика зафиксировала рост последнего на 15,6 процента. Ситуация не новая, в разной степени повторяется из года в год. Что вызывает озабоченность у руководства Национального банка, поскольку на закупку польских стиральных машин и немецких электрочайников тратится валюта. По оценкам главы Нацбанка Петра Прокоповича, импорт товаров потребительского спроса обходится стране в 2 миллиарда долларов. Эти средства ежегодно уходят на счета иностранных компаний, оседают в чужих бюджетах в виде налогов. Денежные власти страны отмечают, что эти же ресурсы можно было бы запустить в собственную экономику, увеличив кредитную базу для предприятий. Но пока не получается...

Позиционная борьба

В целом, однако, дела не так уж плохи. По данным Министерства статистики и анализа, доля отечественной непродовольственной продукции в розничном товарообороте занимает 70,5 процента. В Минэкономики отмечают, что безопасным для страны является показатель — не менее 50 процентов. По большинству товарных позиций наша продукция доминирует на внутреннем рынке. Например, доля телевизоров отечественного производства превышает 95 процентов. Однако отдельные сегменты вызывают беспокойство. Если не считать легковые автомобили, импортозамещающий выпуск которых в нашей стране отсутствует, то наиболее валютоемкими импортными позициями в прошлом году стали обувь, синтетические моющие средства, стиральные машины и холодильники.

Так, на импорт обуви, по данным Минстата, было потрачено 132,6 миллиона долларов. Доля заграничных сапожек и ботинок составила 57,9 процента в объеме продаж. Еще в 2004 году этот процент был ниже. Угроза дальнейшей потери обувного рынка нашими производителями не так давно привела к рождению очередного антикризисного проекта, автором которого выступил «Беллегпром». Руководство концерна предложило ввести ряд льгот для отечественных производителей, а также ужесточить контрольные меры по отношению к импортным изделиям. В частности, предлагается усилить проверки на рынках страны, где, по мнению представителей концерна, под видом российской обуви нередко реализуются товары неизвестного происхождения. По мнению директора обувного предприятия «Луч» Николая Стрижа, основной объем импорта поставляется индивидуальными предпринимателями с рынков Москвы. «Эта продукция не учитывается и не подлежит сертификации. Такая обувь зачастую проходит под чужими брэндами, а информация о товаре вводит потребителя в заблуждение (к примеру, под видом кожаной обуви зачастую реализуется товар из кожзаменителя)». Впрочем, острота проблемы «серого» импорта не всеми воспринимается однозначно. По мнению начальника отдела маркетинга и продаж СП «Отико» Сергея Боброва, сегодня белорусские производители в основном борются с легальными, а не «серыми» поставками. «Контроль на таможне достаточно жесткий, а таможенные процедуры нередко носят длительный характер, что, например, не позволяет дешевой азиатской обуви на клеевой подошве (именно в этом сегменте наблюдается жесткий прессинг со стороны иностранных конкурентов) попасть на прилавки к началу сезона. Это, безусловно, играет на руку белорусским производителям», — считает Сергей Бобров.

Министерство торговли в свою очередь предлагает нашим обувщикам качественно поработать над дизайном выпускаемой продукции. По мнению представителей Минторга, на прилавках страны наблюдается дефицит отечественной «особо модной обуви для молодежи и подростков в широкой цветовой гамме», а также «обуви для взрослых и детей нарядной...».

Покупай свое?

На минском ЗАО «Атлант» второй год подряд осуществляется сборка стиральных машин на основе импортных комплектующих. Генеральный директор предприятия Виктор Шумило говорит, что объем продаж этой продукции в прошлом году составил около 12 тысяч изделий. Собранные в Беларуси «помощницы домохозяек» конкурировали со 179.430 (по данным Минстата) иностранными машинами. По словам гендиректора «Атланта», присутствие белорусских изделий в этом сегменте должно увеличиться. В IV квартале 2006–го предприятие намерено запустить собственное производство стиральных машин.

Что касается основной продукции «Атланта» — холодильников и морозильников, то она удерживает за собой лидирующие позиции на внутреннем рынке. Хотя, по информации Министерства статистики, доля «импорта в товарных ресурсах» по этой статье увеличилась за последний год с 23,5 процента в 2004 году до 44,0 — в 2005–м.

По мнению руководства «Атланта», продукция завода пользуется спросом со стороны населения благодаря высоким качественным характеристикам. В то же время Виктор Шумило отмечает, что минские холодильники сегодня самые дорогие среди аналогичной продукции заводов СНГ. При этом высокие цены на предприятии считают оправданными. «Мы не планируем их снижения, так как в этом случае нельзя будет рассчитывать на прибыль. Хороший холодильник должен стоить столько, сколько он стоит», — убежден гендиректор.

В ожидании мер

В конце марта Правительство утвердило программу импортозамещения на текущую пятилетку. Главной целью документа объявлено «эффективное и рационально обоснованное удовлетворение внутреннего спроса конкурентоспособными товарами собственного производства».

Сегодня многих интересует, какие конкретно меры, стимулирующие импортозамещение ТНП, могут последовать в ближайшем будущем. Очевидно, что по дороге в ВТО рассчитывать на жесткое ограничение товарных потоков из–за рубежа было бы нелогично. Поэтому эксперты делают ставку на снижение налоговой нагрузки. Среди наиболее реальных инструментов называют отмену отчислений в дорожный фонд, введение нулевой ставки НДС на ввозимое оборудование, а также снижение налога на прибыль для предприятий «Беллегпрома», «Белместпрома» и «Беллесбумпрома», обеспечивающих львиную долю товаров народного потребления. С уменьшением налогов многие связывают и потенциальное снижение цен на продукцию. Впрочем, как замечают специалисты Минэкономики, с ростом доходов населения преимущества только по ценовому фактору уже не являются определяющими. Белорусские производители сегодня должны завоевывать кошельки покупателей не только более низкой ценой, но и качеством, сервисом, дизайном, а также сильной рекламной кампанией.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter