Потребкооперация: работы много. Но справимся!

Черника — ягода хоть и неприметная с виду, но ценная. Полезна для здоровья, а кому–то и для кошелька...
Черника — ягода хоть и неприметная с виду, но ценная. Полезна для здоровья, а кому–то и для кошелька. На минской «Комаровке» литровая банка уходит сейчас за 6 — 7 тысяч рублей. Завозные персики и абрикосы, для сравнения, стоят 4,5 тысячи рублей за килограмм. Тем не менее уже к вечеру черники не купить.

— Завтра приходите, и желательно пораньше, — развела руками продавец, — все разметают. Вот у меня только пару стаканов малины осталось...

В этом году среди заготовителей развернулась настоящая борьба. Потребкооперация, на низкие закупочные цены которой прежде сетовали сдатчики, за килограмм черники платит по 4,5 тысячи рублей! И если раньше многие жители ягодных районов стремились сбыть лесной урожай на рынках или коммерсантам, то теперь большинство прямиком направляется в магазин или к разъездным заготовителям. Зачем терять драгоценные часы? Ведь за день запросто можно заработать 50 — 70 тысяч рублей. Учитывая, что сезон черники длится 25 — 30 дней, это хорошая возможность пополнить семейный бюджет.

— Если в прошлом году мы заготовили 2,5 тысячи тонн ягод, то сейчас уже 1.600 тонн, — рассказал мне председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов. — Говорят, в этом году черники в лесах на 20 — 30 процентов меньше. Но мы собираемся значительно перекрыть прошлогодние объемы. Для этого привлекли внештатных заготовителей — до 50 человек на каждое райпо. Чтобы не уступать конкурентам, ежедневно отслеживаем цены. Коммерсанты даже выходят на нас с просьбами об установлении единой стоимости. Рассчитываем, что половина от общего объема заготовок придется на потребкооперацию. В прошлом году мы взяли всего лишь 37 процентов.

Однако заинтересовав ягодников высокими ценами, в некоторых райпо не подготовились как следует к резкому увеличению количества сдатчиков. На днях, например, в редакцию позвонила жительница Глусского района с жалобой на то, что заготовители прекратили прием.

— Как же так? — говорила она. — Всей семьей с утра до вечера собирали чернику, а куда ее теперь деть?

Председатель правления Глусского райпо Григорий Папков, до которого мне удалось дозвониться, прокомментировал это так:

— Прием уже возобновляем, — сказал он. — Проблема возникла из–за нехватки тары. Сезон только начался, и мы, честно говоря, не ожидали такого наплыва людей. 65 тонн черники уже заложили в холодильники и вот–вот отправим на экспорт. Тогда ящики и освободятся. Но не дожидаясь этого, на днях собрали специальную бригаду. Она сколачивает новую упаковку. На Борисовском заводе пластмассовых изделий сейчас записываются в очередь, чтобы купить тару. Но стоит она недешево. В приемке ягод мы заинтересованы не меньше, чем население в их сдаче. Экспортная цена килограмма черники — 2,5 евро за килограмм. В прошлом году, продав 50 тонн за рубеж, мы заработали 90 миллионов рублей прибыли. В этом году на закупку черники в райпо мы специально выделили 300 миллионов рублей. Так что обещаю, люди пусть не волнуются: купим все до последнего килограмма.

В прошлом году заготовительный сезон в целом обошелся кооператорам почти в 100 миллиардов рублей. Сельчанам было выплачено почти на треть больше денег, чем в 2005–м. Но эти средства никуда не ушли, а стали заработком потребкооперации. Ведь люди потратили их в сельмагах. Рост товарооборота Белкоопсоюза превысил этот показатель по торговле в целом. Это произошло впервые за последние 15 лет. Так что нынешний профессиональный праздник — День кооперации, который, кстати, отмечается сегодня, кооператоры встречают с хорошим настроением. Владимир Кулешов убежден, что тенденция роста будет закреплена. И сельчане, сдающие сельхозпродукцию, в этом — первые помощники. От населения уже сейчас закуплено продукции на 33,5 млрд. рублей. А впереди — сбор грибов, брусники, яблок.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter