Потребкооперация объявляет товарную интервенцию

Осень — самая горячая пора у кооператоров. Идет заготовка картофеля, овощей, дикорастущих ягод и грибов. Организации потребкооперации активно участвуют в сельскохозяйственных ярмарках, которые пользуются популярностью у населения. И востребована продукция не только на внутреннем рынке, но и за пределами страны.

Как организована работа, с какими проблемами сталкиваются заготовители, корреспонденту БЕЛТА рассказывает начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана СКИНДЕР.

Осень — самая горячая пора у кооператоров. Идет заготовка картофеля, овощей, дикорастущих ягод и грибов. Организации потребкооперации активно участвуют в сельскохозяйственных ярмарках, которые пользуются популярностью у населения. И востребована продукция не только на внутреннем рынке, но и за пределами страны.

— Оксана Ивановна, как в этом сложном сельскохозяйственном году организации потребкооперации справляются с заготовкой и как обстоит дело с закупками у населения?

— Закупка у населения излишков сельхозпродукции — основная задача потребкооперации. За девять месяцев этого года мы приобрели сельхозпродукции на 347 млрд. рублей, в том числе у населения — на 211 млрд. рублей. Темп роста заготовительного оборота к аналогичному уровню прошлого года составил 125 процентов. Сегодня особенно активно ведется заготовка яблок, картофеля, овощей, а также дикорастущей продукции.

Яблок уже заготовлено свыше 125 тыс. тонн, что по сравнению с годовым объемом прошлого года на 2 процента больше, при этом закупка еще продолжается. Ежедневно мы приобретаем по 500—750 тонн яблок — это выше прошлогоднего показателя в полтора-два раза.

Картофеля уже закуплено 28 тыс. тонн, а за весь 2009 год было 25 тыс. тонн. Активно ведется заготовка свеклы, лука. К примеру, репчатого лука закуплено 3,3 тыс. тонн, или в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Продолжается заготовка капусты. Поздние сорта еще массово не убираются, поэтому основная заготовка должна начаться с середины октября. Активно приобретаем красную рябину: уже принято 230 тонн, что в 3,5 раза выше уровня прошлого года. Закуплено 400 тонн черноплодной рябины. Заинтересованы мы в заготовке лесных грибов и клюквы, которых уже приобретено соответственно 235 и 180 тонн.

— В нынешнем году люди отмечают слишком высокие цены на ярмарках на клюкву, картофель и грибы, а вот за яблоки ваши организации населению платят очень мало. По какому принципу рассчитываются цены?

— Хорошо, давайте разберемся по порядку. Начнем, пожалуй, с клюквы. Закупочная цена на эту ягоду в зависимости от регионов колеблется от 6,5 до 11 тыс. рублей, что в полтора-два раза выше прошлогоднего уровня. Все дело в том, что урожай клюквы, как и урожай черники, по объективным причинам (дожди в начале лета, а потом неимоверная засуха) в этом году оказался меньше, чем в прошлом, а клюква всегда пользовалась повышенным спросом у населения. Естественно, что и стоит она дороже. На рынках у организаций потребкооперации она продается по 11—14 тыс. рублей за 1 килограмм. Заметьте, за килограмм, а не за литровую банку, как продают частники. Кроме того, мы гарантируем качество реализуемой ягоды, так как она проверена санслужбами, в отличие от той, которая продается вдоль дорог.

Что касается яблок, хочу обратить внимание, что мы заготавливаем так называемый опад и товарное яблоко. Население продает в основном опад, то есть нестандартное яблоко — недозрелое, перезрелое, слегка побитое, пригодное только для промышленной переработки. Кроме того, садам населения в основном по 20—30 лет, там выращиваются ранние и среднеспелые сорта яблок, которые нележкоспособны, подвержены скорой порче. И цена на такие яблоки 150—170 рублей за килограмм.

А вот на товарное, съемное яблоко поздних сортов цены установлены значительно выше — от 1000 до 1500 рублей за килограмм. Такие яблоки предназначены для реализации в рознице, закладки в стабилизационные фонды и для мочения. Их выращивают преимущественно в садах промышленного типа, в фермерских хозяйствах, и снимаются они вручную.

Мы постоянно информируем население о закупочных ценах. Эта информация есть в каждом сельском магазине, приемозаготовительном пункте, цены на сельскохозяйственную продукцию также можно узнать, позвонив на «горячую» линию, которая организована в каждом райпо.

Отдельно остановлюсь на ценах на картофель. Минэкономики и Минсельхозпродом рекомендовано закупать картофель у хозяйств и населения для закладки в стабилизационные фонды по 850 рублей за килограмм без НДС и транспортных расходов. Эту же цену мы рекомендуем областным потребительским союзам. Но рынок вносит свои коррективы. В настоящее время население и хозяйства готовы продать свой урожай по цене не ниже 850—1200 рублей. Исходя из этого, картофель на рынках и в магазинах сегодня стоит от 1500 до 1800 рублей.

На ярмарке в белорусской столице предприятия потребкооперации продавали картофель по 1200—1350 рублей, фермеры — по 1400, агрокомбинат «Ждановичи» — по 1510 рублей. То есть наши цены были значительно ниже. Аналогичная ситуация по капусте, свекле, моркови, луку. Таким образом, создаем товарную интервенцию на столичном рынке и в областных центрах, чтобы люди могли запастись на зиму картофелем и овощами по приемлемым ценам.

— Высокий спрос на картофель в этом году на внешнем рынке. Как складывается ситуация с экспортом? Участвуете ли вы в традиционных ярмарках в российских регионах?

— На сегодняшний день уже отгружено 8,2 тыс. тонн картофеля — на 3,5 млн. долларов. В Россию продаем по 13—14,5 российского рубля за килограмм.

Российский, украинский и молдавский покупатель заинтересован в том, чтобы поставляемый картофель был одного сорта. Естественно, с подворий нам предлагают картофель разных сортов. Он считается товарным, соответствует предъявляемым требованиям по качеству, но его отличает форма и цвет. Сорт не влияет на закупочную цену. Но те условия, которые я назвала, могут способствовать увеличению закупки картофеля, отгрузки его на экспорт. Если бы мы могли предлагать картофель одного сорта, спрос на него был бы, несомненно, выше. Интересно, что в этом году Москва, закупавшая ранее в основном клубни светлого цвета, спрашивает и картофель, выращенный на черноземе.

Также приступили к продаже овощей на экспорт. Организации потребкооперации принимают самое активное участие в проводимых осенних ярмарках в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Брянске и других российских городах. Для организации этой работы на высоком уровне мы закрепили облпотребсоюзы за конкретными регионами России. Проведение ярмарок показывает, что наша продукция востребована, ее ждут.

В начале сентября был ажиотажный спрос на продукты питания из Беларуси. К примеру, в Гатчине Ленинградской области оказалась востребованной продукция переработки, в частности, консервированные овощи, джемы, варенье, колбасные изделия, мясные деликатесы. В Казани за считанные часы раскупили сало, картофель, лук. В Беларусь приезжали делегации из Липецка, Москвы, Санкт-Петербурга, Мордовии, Башкортостана, чтобы заключить договоры на поставку картофеля и овощей. Белорусским картофелем также интересуются Молдова и Украина.

— А как идут поставки в стабилизационные фонды?

— Мы уже приступили к закладке картофеля и овощей на межсезонный период, объемы которых по сравнению с прошлым годом будут значительно увеличены. Планируем заложить около 25 тыс. тонн картофеля, что на 10 тыс. тонн больше, чем предусматривалось ранее. Уже заложено 11,6 тыс. тонн, что в 1,5 раза выше, чем на аналогичную дату прошлого года.

В то же время, как я уже говорила, сегодня на картофель рекомендована предельная закупочная цена — 850 рублей. Но это весьма проблематично — люди хотят получить больше, потому что знают, что на внешнем рынке картофель востребован и продается дороже. И с этой проблемой столкнулись многие организации, которые отвечают за создание стабфондов.

На хранение также поставлено 4,1 тыс. тонн овощей, что на 50 проц. больше, чем в прошлом году. Ведется закладка моркови, свеклы и капусты. Наша работа направлена в первую очередь на то, чтобы выполнить все доведенные задания по закладке картофеля и плодоовощной продукции до 1 ноября.

— Как бы вы в целом оценили нынешний заготовительный сезон и чего ждете от него в финансовом плане?

— Активизация заготовительной деятельности в этот период всегда приносила потребкооперации хорошие дивиденды как непосредственно от заготовок, так и от роста объемов товарооборота. Мы надеемся, что с учетом всех возможностей этот сезон сложится удачно в финансовом плане, тем самым мы поддержим престиж потребительской  кооперации.

Татьяна ЛОБАС, БЕЛТА

Фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter