Потребительская кооперация за рубежом

Очень часто, общаясь с людьми, причастными к потребительской кооперации...

Очень часто, общаясь с людьми, причастными к потребительской кооперации в нашей стране, приходится слышать мысль о том, что организаций, подобных Белкоопсоюзу, в мире не так уж и много. При этом собеседники под «миром» подразумевают наиболее благополучные страны, лежащие к западу от Беларуси. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Действительно, в тех странах, которые не входили в свое время в социалистический блок, организаций, подобных Белкоопсоюзу, немного. Главным образом эти похожие ассоциации кооперативных организаций расположены в странах бывшего СССР. Большинство из них в виде ассоциаций некоммерческих организаций в настоящее время существуют чисто номинально. Сходство с Белкоопсоюзом объясняется просто: все эти страны еще недавно имели идентичное с Беларусью экономическое устройство, политику и идеологию. Поскольку идеология социального государства оказалась наиболее крепка в Беларуси, постольку и Белкоопсоюз, в сравнении с родственными ему союзами в других странах, пока чувствует себя более уверенно. Вместе с тем эта уверенность с каждым годом становится все менее и менее твердой. Причин тому достаточно много, но главная из них – отсутствие прогресса в экономике потребительской кооперации. По наличию многих признаков можно с высокой степенью уверенности утверждать, что Белкоопсоюз повторяет путь родственных организаций СНГ с временным лагом около 15—17 лет.

Если это так и если удачных примеров для подражания не удается найти на Востоке, то, может быть, они есть на Западе или, говоря точнее, в других странах мира? Да, есть. Потребительская кооперация мира разнопланова и многообразна. Там можно найти даже некое подобие Белкоопсоюза, но в основном потребительские кооперативы и их союзы в других странах мира коренным образом отличаются от наших райпо и Белкоопсоюза. Чем? У каждого такого кооператива или союза имеются заинтересованные в их существовании владельцы. В небольших кооперативах – это пайщики, в национальных и транснациональных кооперативных союзах и корпорациях – это члены союзов и акционеры (это не оговорка, именно акционеры).

Наличие заинтересованности – мощный двигатель прогресса в деле объединения людей в кооперативы. И они объединяются, будь то для организации совместных закупок товаров и распределения их через кооперативный магазин, будь то для организации совместного дома для престарелых, будь то для строительства элеватора или хранилища жидких удобрений. Совместные магазины, хлебопекарни, кредитные кооперативы, банки, страховые общества, театры, детские сады, информационные агентства, машинные дворы, транспортные компании, похоронные бюро, автозаправочные станции, жилищные союзы, больницы, туристические агентства, электроснабжающие организации, водопроводные компании и т.д. и т.п. Пожалуй, трудно найти отрасль, в которой бы не оперировали кооперативы.

Секрет популярности кооперативов – в особенностях их экономического механизма.

Первая особенность вытекает из самого слова «кооператив» (cooperative), имеющего в переводе на русский язык несколько значений. Мы привыкли говорить: кооператив, кооперативный, кооперация, а какой смысл стоит за этим в общем-то нерусским словом? Как его понимают в англоязычных странах? Там оно используется и как существительное (кооператив, кооперативное предприятие), и как прилагательное (совместный, объединенный, работающий вместе). Это означает, что кооперативное предприятие – это совместное, на праве общей собственности предприятие. Из русского языка переводное значение «совместный» как-то незаметно «выветрилось», между тем оно очень много дает для понимания сущности кооперативных (читай – совместных) предприятий.

Вторая важная особенность вытекает из принципа открытого или переменного членства кооперативов. Это означает, что любой человек может стать пайщиком любого кооператива, равно как и выйти из него. Никто не имеет права чинить по этому поводу препятствия.

И третья особенность вытекает из принципа «один пайщик – один голос». Согласно с этим принципом вес каждого пайщика на общем собрании кооператива эквивалентен, не зависит от размера пая.

Безусловно, на практике среди многообразия кооперативных предприятий встречаются их переходные формы, вобравшие в себя элементы экономического механизма некооперативных организаций, таких как, например, акционерные общества. В них при принятии ключевых решений имеет значение размер взноса (вклада, доли, пая, количества акций — термины могут применяться разные, но суть от этого не изменится) каждого пайщика. Эти переходные формы – результат эволюции кооперативов, обусловленной расширением границ их деятельности, усилением финансовой мощи. Такие потребительские кооперативы, помимо первоначальной цели, ради которой они создавались, – уменьшения затрат пайщиков, начинали по мере накопления излишка оборотных средств инвестировать в прибыльные сферы деятельности и приносить пайщикам доход. А там, где появляются доходы, появляется и механизм их дележа: доли, пакеты акций и т.п.

Очень многие из крупных ассоциаций, которыми гордятся кооперативные системы своих стран, являются на самом деле сложным симбиозом кооперативов и акционерных обществ. К ним можно отнести «ЭДЭКА ЦЕНТРАЛЕ АГ» (Германия, 12 тысяч магазинов, 290 тыс. работающих, товарооборот за 2009 г. более 42 млрд. евро), «Мигрос Групп» (Швейцария, общая выручка более 17 млрд. евро за 2009 год, 84 тысячи работающих), «Кооперэйтив групп» (Великобритания, 123 тысячи работающих, выручка за 2009 год 16,4 млрд. евро). Для понимания масштабов деятельности этих союзов отметим, что весь валовой внутренний продукт Беларуси за 2009 год составил
в пересчете на евро около 37 млрд. Понятно, что нужно учитывать различный масштаб цен, но все же.

Кстати, Белкоопсоюз за 2009 год имел тоже весьма неплохой объем розничного товарооборота – почти 1,5 млрд. евро. Этот показатель ставит его в число 50 крупнейших кооперативных розничных сетей мира. К сожалению, его нельзя поставить в один ряд с указанными розничными сетями по показателю прибыльности (доходности). Чистая прибыль (некоторые зарубежные кооперативы по отношению к пайщикам применяют термин «чистая экономия», что более правильно) у них составляет, как минимум, 2 %, а чаще всего 3—3,5 % к обороту. Применение термина «торговая сеть» к совокупности магазинов Белкоопсоюза пока также проблематично, так как отсутствуют узнаваемые и единые для всей Беларуси бренды кооперативных магазинов схожих форматов, децентрализованы функции формирования ассортиментных матриц, закупок и доставки товаров в магазины, ценообразования и т.д. А если бы это имело место, то торговая сеть потребительской кооперации Беларуси пусть не по общей торговой площади, но по количеству объектов могла бы претендовать на первое место в мире! Второе место занимала бы американская транснациональная, некооперативная по форме собственности, сеть «Уол-Март» – 7800 магазинов (выручка за 2009 год – 401,2 млрд. долларов).

Весьма сильны позиции кооперативов в кредитно-финансовом секторе. Такие известные банки, как «Кредит Агриколь» (Франция), «Рабобанк» (Нидерланды), «Мигрос» (Швейцария), «Райффайзен Банк» (Австрия, кстати, – владелец белорусского «Приорбанка»), «Дежардинс Групп» (Канада), – это выросшие из кооперативов кредитно-финансовые организации. Многие из них доминируют на экономическом поле своих стран. Так, «Рабобанк» обслуживает более 50 % населения Нидерландов, занимая 26 % рынка банковских сделок.

Кооператив как организационно-правовая форма зачастую является основой деятельности давно и успешно работающих организаций в самых неожиданных сферах. Например, американское информационное агентство Ассошиэйтед Пресс – бренд, который мы часто слышим из новостных передач средств массовой информации, – это кооператив из 1500 участников в виде газет, журналов и других масс-медиа, работающий с 1848 года.

(Продолжение в следующем номере)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter