Татьяны Сулимова о покупателях и продавцах

Потребитель всегда что?

Татьяны Сулимова о магазинах и потребителях
Стою в сторонке, наблюдаю, как женщина смотрит на просвет бокал.

— Ах, а это что? Какая-то трещинка? Брак?

— Нет, это, видите, рисунок.

— Ну какой же это рисунок? Рисунок вот здесь заканчивается, а это брак.

— Нет, посмотрите, вот вязь пошла, а от нее веточка.

— Самая настоящая трещина! Как вот вы смеете обманывать покупателей?

— Так я ведь не заставляю вас покупать... Но гарантирую, что товар у нас без брака, а неровность рисунка допускается.

— Я сейчас напишу куда надо!

Женщина шагает быстро, судя по всему, писать.

— Какая нервная у вас работа... — пытаюсь поддержать молодую девушку-продавца.

— Да уж. Так это еще ничего, а недавно мужчина принес сдавать разбитую тарелку, причем не из нашего ассортимента. Тоже ушел писать в самые высокие инстанции. После такой работы ничего уже в жизни не страшно, хозяева говорят, что нужно быть вежливее с клиентами. А как?

Я вспоминаю простого американского миллионера Маршалла Филда, начавшего в семнадцать свою карьеру с должности продавца хозтоваров и создавшего впоследствии торговую сеть. Клиенты Филда могли вернуть купленное без объяснения причины, а продавцам под страхом увольнения запретили “впаривать” товары. Именно Маршалл стал автором легендарной фразы — “Покупатель всегда прав!” Потом еще сказал незабвенное: “Дай леди то, что она хочет!” И ушел считать прибыль. Смог бы Филд сегодня на нашем взволнованном белорусском рынке заработать себе на счастливую старость и так же беспечно подхватить пневмонию во время игры в гольф, чтобы внезапно скончаться на 71-м году жизни? Или “правые” потребители вынесли бы ему последние остатки здоровья гораздо раньше?

Один мой знакомый недавно хвастался, как лихо у него получилось отремонтировать квартиру за счет магазинов и салонов, которые допустили ряд ошибок при продаже товаров, так что частично с помощью суда, частично по договоренности продукцию ему поставили бесплатно. Мужик весело потирал руки, уверяя, что знание законов и умение воспользоваться простыми средствами (шантаж и угрозы) — это очень выгодный талант. Я про себя решила не спорить, а то мало ли... Пренеприятнейшие все-таки встречаются люди.

Слышала, что в среде владельцев разнообразных бутиков и салонов есть негласный черный список клиентов. Кто-то не рассчитывается до конца, кто-то пытается вручить наличные деньги с тем, чтобы потом угрожать и впоследствии получить товар как откуп. Есть плюс — такие клиенты очень даже организуют деятельность торговых точек. Приходишь, а тебе и улыбка, и чек, и гарантийный талон. Да не надо мне. “Надо! — кричит продавец. — Только посмейте чек не взять”.

У моей приятельницы магазин обоев.

— Представляешь, мужик притащил назад девять рулонов. Говорит, развернул все — не понравились. В магазине они ему другими показались, “с эффектом стриженой кошечки”.

— Какой кошечки?

— Говорит, девушка-продавец сказала, что у этих обоев “эффект стриженой кошечки”, а он их развернул и обнаружил, что дома они этот эффект потеряли. Я говорю, ну это же, видимо, была личная метафора продавца. И упаковку вы нарушили. “Нет! — багровеет. — Я пойду в суд”. А мне зачем время терять в суде? Взяла у него эти обои назад и строго-настрого запретила продавцам фантазировать на тему кошечек и собачек.

Когда мне было пять лет, я часто ездила с бабушкой на работу в Колядичи, на базу Белкоопсоюза. Наблюдая за тем, как огромные машины привозят и разгружают товар, я сгорала от любопытства: что там, в этих коробках? На складах лежали красочные книги, которых не сыщешь в магазинах, куртки “Аляска”, джинсы F.U.S. Вещи излучали предвкушение счастья, так мне казалось. Вот придут же куда-то счастливые люди и отхватят себе дефицитный товар. Эх, все-таки в моем детстве потребитель не был нагл и зол. Он был счастлив от встречи с обычной колбасой. Что уж говорить о джинсах.

Кризис перепроизводства сильно нас испортил. Весь этот несметный “Китай” обесценил настоящие вещи. Теперь дешевый пластиковый мусор сравнивают с настоящей мебелью из массива той же “Молодечномебели” и говорят: зачем платить такие деньги? А если решаются платить, то требуют всенепременно, чтобы этот шкаф сделал их счастливыми. А как? Он же хотя и дуб, окрашенный в цвет “крем-коньяк”, а не пьянит...

Времена непростые, потребитель с деньгами расстается болезненно и каждая покупка будто бы виновата в том, что она отобрала часть кровно заработанных, поэтому уже априори злит. И, конечно, виноваты в этом те, кто не подарил сервиз, а продал. И при этом еще и не извинился.

Но потребитель ВСЕГДА прав. Хотя и глубоко несчастен. Потому что мне сложно представить, как можно стать счастливым в квартире, которую ты обставил вещами, добытыми в атмосфере ненависти и злости. Уж лучше ограничить свое потребление и вместо шкафа “крем-коньяк” купить собственно коньяк. Потому что в погоне за материальным мы забываем об истинных ценностях — тепле человеческого общения, нежности и любви.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter