Потратить на заготовку черники миллиарды и не понести убытков

К ТАКОМУ выводу пришел Комитет государственного контроля Минской области, понаблюдав за ходом заготовки дикорастущей продукции в 24 торговых объектах Воложинского, Молодечненского, Вилейского, Логойского, Смолевичского, Борисовского, Березинского, Червенского и Пуховичского райпо.

Сегодня потребкооперация проигрывает коммерсантам в борьбе за сырье

К ТАКОМУ выводу пришел Комитет государственного контроля Минской области, понаблюдав за ходом заготовки дикорастущей продукции в 24 торговых объектах Воложинского, Молодечненского, Вилейского, Логойского, Смолевичского, Борисовского, Березинского, Червенского и Пуховичского райпо.

В этих районах о том, что райпо закупает у населения чернику и лисички, говорили лишь прейскуранты, размещенные в сельмагах, да и то, не во всех. Но самого факта заготовки, то есть наличия ягоды или грибов, не было ни в одном (!) из проверенных магазинов, традиционно выполняющем в сельской местности и функции заготпункта. И это в разгар сезона. Конечно, в этом году урожай черники намного ниже прошлогоднего, но тем не менее лес не пустой — хоть несколько килограммов кто-то да должен сдать.

Под видом сдатчиков сотрудники Госконтроля поинтересовались в этих магазинах, примут ли у них ягоду. В ответ услышали: «Мы принимаем, но частнику вам сдать выгоднее». Как так? Ведь заготовка — исключительно прибыльное дело. Неспроста в бизнес на дарах леса все чаще идет предприниматель. И, конечно, активно борется с конкурентами. К слову, в Березинском районе частные заготовители закупают у населения собранный урожай, когда те еще не успели выйти из леса, в придорожной полосе, создавая тем самым максимум удобств и не позволяя людям дойти до других заготовителей. К тому же они платят больше, а требований к сырью предъявляют меньше. Правда, последнее крайне плохо сказывается на природе, ведь низкое качество ягоды говорит о том, что ее, скорее всего, собирали запрещенным способом — с помощью совка, травмирующего куст. Почему бы на этом «фоне» кооператорам не предложить сдатчикам заманчивую плату за отсортированную, чистую чернику, тем самым поощряя честный, законный сбор лесного урожая?

Тем временем коммерсанты умудряются уводить клиентов буквально из-под носа потребкооперации. Продавец магазина райпо в деревне Смиловичи Червенского района рассказала, что сельчанин сдал ей чернику, но, вернувшись через полчаса, забрал ее обратно, сказав, что частник платит ему за килограмм на 500 рублей больше. На вопрос, как же документально была оформлена операция по возврату черники сдатчику и денег в магазин, продавец ответила, что они еще не успели рассчитаться. Зато частник отдал деньги еще в лесу.

Работники некоторых райпо затруднились сказать, какое вознаграждение их ждет за те или иные объемы заготовок дикорастущей продукции: возможно, в конце месяца получат премию, но сколько — не знают. Отсутствие личной заинтересованности в конечном результате — одна из причин низких темпов заготовки в системе потребкооперации, считают в Комитете госконтроля.

Руководство Белкоопсоюза рекомендует своим подведомственным организациям активнее заниматься заготовками. Для этого здесь каждый год придумывают, как заинтересовать и привлечь сдатчиков. К примеру, во многих магазинах сельчанам не первый год предлагают на месте за сданную продукцию приобрести товары. Некоторые даже предоставляют постоянным сдатчикам бытовую технику или другие крупные и дорогие товары в рассрочку. Вот так в течение лета будешь сдавать чернику, а в конце августа купишь новый холодильник. Но людям еще нужно рассказать о такой возможности, просвещать их, где только возможно. Те же продавцы могут вести такую работу, правда, они стимулов лучше работать для себя не видят.

Лично мне, как и, уверена, многим другим потребителям, хотелось бы видеть свежую ягоду на прилавках магазинов, а не только в ведрах вдоль трасс. Белкоопсоюз пытается продавать закупленную ягоду в сети своих торговых объектов. Но, как выяснил Госконтроль, несмотря на советы, в частности, Миноблпотребсоюза, «обеспечить реализацию свежей черники в торговых предприятиях райпо области», свежую ягоду в июле продавали лишь в двух из проверенных магазинов — в Логойске и Смолевичах. Правда, в наличии во время проверки она была только в Смолевичах, да и то всего полтора килограмма нетоварного вида. В Логойске же, хоть черники не было в данный момент, с начала сезона продали, по словам заведующей, более ста килограммов. Конечно, реализовывать ягоду в том же магазине, где ее полчаса назад приняли, не совсем разумно: сельчанин скорее пойдет за черникой в лес, а не в магазин. Но вот в райцентре наверняка нашлись бы покупатели. К слову, мои надежды купить чернику в магазине потребкооперации «Родны кут» в поселке Лесной Минского района не оправдались.

Следующая после сложностей с закупкой — проблема переработки дикорастущего сырья. Здесь, отчитываясь перед Госконтролем, потребкооперация ссылается на «нехватку и отсутствие оборудования для очистки и калибровки черники, неконкурентоспособность и невостребованность данной продукции в переработанном виде». В действительности же все несколько иначе. Например, на ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» есть оборудование, позволяющее уже сейчас выполнять большинство технологических операций по переработке ягод. Вложив не так много средств, можно доукомплектовать имеющуюся линию вибрационным калибратором и полировочной установкой. Это позволит вырабатывать конечный продукт с повышенной добавочной стоимостью. Имея такое оборудование, можно перерабатывать сырье у себя, а не отправлять его почти по себестоимости на экспорт, неся убытки. Иначе получается, что потребкооперация попросту выполняет функцию заготовителя ягод для нужд партнеров из стран ЕС, на что неоднократно обращал внимание Госконтроль.

«По сути, территория страны, ее ресурсы используются в качестве сырьевой зоны зарубежных предприятий, а значительная часть добавленной стоимости попросту теряется белорусскими производителями. Парадоксальность ситуации усиливает тот факт, что, обслуживая интересы западных производителей, потребкооперация не только не получает прибыли, но и терпит значительные убытки», — говорится в отчете Комитета госконтроля Минской области по результатам июльского мониторинга хода заготовки дикорастущих ягод предприятиями Белкоопсоюза.

К слову, в 2012 году предприятия потребкооперации Минской области на заготовку черники затратили более 22 млрд. рублей и при этом потери составили более 0,2 млрд. рублей. Четыре райпо — Березинское, Вилейское, Солигорское и Червенское — вышли на положительные показатели. Крупское, Несвижское, Пуховичское, Столбцовское райпо и Слуцкая база ОПС понесли убытки. Остальные остались на уровне безубыточности, но и почти ничего не заработали.

Аналогичная ситуация, к сожалению, пока складывается и в этом году, констатирует Госконтроль. По-прежнему предприятия потребкооперации сориентированы на выполнение доведенных показателей. Практически весь заготавливаемый объем идет на экспорт по цене 2,25 евро за килограмм. И если первые партии, закупленные у населения по 13000—15000 рублей, будут прибыльными, то при уровне закупочных цен 19000—21000 рублей, на которые сегодня выходит потребкооперация, райпо области, не исключено, повторят «сценарий» 2012 года.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter