Потому что мы пилоты

Впервые в истории белорусские летчики посадили истребители МиГ-29 и Су-27 прямо на шоссе Вчера летный эшелон из Беларуси отправился на восток — на российский полигон Ашулук, чтобы принять участие в совместных учениях “Боевое содружество”. Но за несколько дней до этого на шоссе Москва—Брест белорусские летчики закончили очередной (и знаковый) этап национальных учений. Впервые в истории знаменитых российских истребителей была произведена их посадка на аэродромный участок дороги. Напомним, что буквально в апреле этого года белорусские летчики совершили посадку на участок трассы Минск—Гомель штурмовиков Су-25.

Сухими военными фразами происходящее называлось так: “в рамках оперативно-тактического учения с войсками Западного оперативно-тактического командования Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных сил Республики Беларусь состоятся полеты с использованием аэродромных участков дорог”. Все эти засекреченные участки военным известны, потому что строились дороги еще во времена Советского Союза и военные цели изначально закладывались в проект. Но одно дело знать, что теоретически этот участок подходит для посадки, а другое — исполнить посадку и взлет на практике.
По замыслу учений модернизированные МиГ-29 и Су-27 должны были сесть на дорогу шириной 25 метров, заправиться и взлететь. Выполнению задачи предшествовала тщательная работа по подготовке полосы: дорожники положили новое покрытие, а солдаты тщательно почистили дорожное полотно, чтобы ни один камешек не попал в двигатель. Понятно, что если когда-нибудь самолет понадобится сажать не для учений, то суток на подготовку дороги не будет.
Но это не проблема: теоретически тот же МиГ-29 можно посадить даже на грунт, правда, с более высоким уровнем риска. Поэтому для первого мирного раза выбрали и асфальт, и тщательную его подготовку. Да и за штурвалом были не рядовые пилоты, а асы.
Сам “спектакль” прошел намного быстрее, чем его “репетиция”. Что и понятно: максимальная скорость обоих истребителей почти 2500 км/ч, а земли они коснулись на скорости почти 250 км/ч. При этом снаряженный Су-27 весит более 20 тонн!
После успешного приземления летчики доложили министру обороны Беларуси Леониду Мальцеву о выполнении задания и поделились с журналистами своими впечатлениями.
— Уверен, что половина моих подчиненных сможет технически повторить такую же посадку с минимальной подготовкой, — рассказал командир 61-й истребительной авиабазы полковник Юрий Воробьев, пилотирующий учебно-боевой Су-27. — А вот некоторый психологический барьер был: ведь у дороги, в отличие от полосы, нет ни начала, ни конца. Поэтому процентов на 90 посадка была визуальной.
А еще Юрий Воробьев добавил, что земля “хорошо приняла... мягко. На аэродроме жестче получается”. Летчик-снайпер Альфред Кравченок, заместитель командующего — начальник отдела авиации Западного ОТК, посадивший МиГ-29, тоже был доволен не только техникой посадки, но и самим фактом учений:
— Я окончил училище еще в 1974 году, когда эта “олимпийская” дорога только строилась. А когда узнал, что здесь спроектирован специальный аэродромный участок, то каждый раз, проезжая его на машине, профессионально прикидывал, как здесь можно посадить самолет. И вот попробовал это на практике.
Лаконично и доступно сложность учений объяснил заместитель командующего ВВС и войск ПВО Беларуси Михаил Левицкий (он, к слову, в апреле лично посадил на дорогу Су-25):
— Не смотрите, что с высоты человеческого роста дорога кажется широкой и длинной — на огромной скорости и с большой высоты она скорее похожа на нитку. И, что главное, у летчика при посадке на шоссе нет того запаса, который теоретически позволит хоть чуточку ошибиться на приспособленной аэродромной полосе.
И, наконец, итог учению подвел министр обороны Леонид Мальцев:
— И эта, и апрельская посадки на дорогу являются частью плана боевой подготовки. Мы стремимся к тому, чтобы каждый летчик повышал свое мастерство и мог посадить самолет на участке дороги. А понадобится ему это или нет — вопрос вторичный. Причем это была тренировка не только для военной авиации, но и для дорожников. После посадки я лично осмотрел дорожное полотно и убедился, что покрытие прекрасно выдержало. Отработали и взаимодействие с органами МВД — все согласовали и провели оцепление участка очень быстро.
Тем временем истребители, заправившись, взмыли в воздух, оглушив округу ревом двигателей, и тут же исчезли в небесах.
Следующим сядет на дорогу, как сообщил командующий ВВС и войсками ПВО Игорь Азаренок, уже тяжелый фронтовой бомбардировщик Су-24 (32 тонны в снаряженном виде).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter