Потом поймали тамаду и… долго били

Тамадам приходится ночевать на сеновале и бесконечно слушать «Мурку»

Это, конечно, преувеличение, но порядок на свадебных торжествах зависит именно от него

Откусить от каравая на рушнике, разбить бокалы, сплести свечи воедино… Современность породила еще одну свадебную примету: если число гостей на празднике зашкаливает за 30 – жди тамаду. С каждым годом армия тех, кто зарабатывает стихами и тостами, ширится. Выбирают тамаду по-разному. Кто-то смотрит сценарий за полгода. А бывает, звонят и говорят: «У меня завтра свадьба. Сможешь?»

«Мурка», «Таганка» и невеста в холодильнике

Виктор Николаев из Могилева четыре года назад ушел на пенсию и смог заняться тем, к чему всегда лежала душа. Начинал с объявлений. Теперь оброс клиентами, и его находят сами. Такой способ самый лучший. Чтобы понять специфику работы тамады, я напросилась на денек к нему в помощницы.

– Сейчас быстро погрузимся – и поедем, – обводит взглядом вынесенные к подъезду сумки Виктор Васильевич.

Две огромные колонки на 250 Вт, усилитель, микшерный пульт, микрофоны, две сумки с костюмами для переодеваний гостей в конкурсах. Аппаратура с реквизитом едва умещается в легковую машину. Все это он таскает один.

– Есть халтурщики: возят с собой ноутбук, стопку дисков и 6 малюсеньких колонок для компьютера. Нет костюмов и нормального звука. Так что это за ведущие? – негодует мой тамада. – Именно отсюда вырастают разные цены и отзывы о нашей работе...

Приехать, как минимум, за час до гостей – неписаный закон ведущего. Виктор не спеша раскручивает провода: молодые всегда задерживаются.

Наконец шумные очереди гостей одарили молодых и заняли места. В первом отделении чувствуется небольшое напряжение: кто это бегает между столами и почему мы все должны его слушать? Через полчаса жующие смотрят на мужчину с микрофоном как зачарованные.

Подогревшиеся гости стол за столом подхватывают традиционное «горько». После молодых настал черед свидетелей, за ними – родителей. И вот тут виснет пауза. На деле они разведены и уже лет 10 лет не живут вместе, пришли на свадьбу, чтобы сына не расстраивать. Но не все гости (особенно со стороны невесты) в курсе деликатной семейной ситуации.

Спасение дела заняло пару секунд. Тамада опять поднимает молодоженов и свидетелей, чтобы еще раз пример показали, затем устраивает веселый конкурс. После этого никто и не вспомнит о небольшом ЧП.

– Это жизнь. Такое бывает. Главное — не молчать и самому не подавать вида, что что-то не так. Надо принимать решения на ходу, – поясняет свои действия тамада.

Всем гостям не угодишь. Уж больно разношерстная публика: молодые требуют клубные хиты, их родители – песни про гранитный камушек в груди и горький мед на губах, бабушки на свой лад заводят «Галину-калину».

– Как-то вел свадьбу у солиста рок-группы. У них было только два пожелания. Первое — «побольше конкурсов с пивасиком», второе – «поставь вот эти два диска». А одна невеста шесть раз «Мурку» заказывала… – вспоминает тамада.

Рассказы Виктора Васильевича можно выпустить книгой. Он уже всего и не припомнит. Однажды друзья жениха перестарались и спрятали невесту в большой холодильник на кухне. Мало того, что девушка замерзла, так еще и вымазала все платье сырым мясом. На другой свадьбе захмелевший тесть полез танцевать на стол с тортом. Под весом танцора он сложился, как карточный домик...

Жених «с района»

Свадьбы в деревнях и маленьких городах ведущие относят к особой категории. Это самые тяжелые, но и самые веселые праздники.

– Люди там простые и искренние, дарят подарки и веселятся на полную катушку, – рассказывает Виктор. – Но и условия для ведущего, честно говоря, экстремальные. Однажды на сеновале постелили. Делать нечего – уже почти рассвет. Вспомнил молодость, уснул. Просыпаюсь – кости ломит, горло болит, вокруг куры с гусями, собака под боком... Наутро хозяева сами были в шоке, куда меня посреди ночи положили. Извинялись и откупались яйцами и домашним салом...

Что за свадьба без драки, спрашиваю у Виктора и готовлюсь запомнить новую порцию историй. Напрасно надеялась: традиция непременно разбить кому-нибудь нос, оказалось, уже канула в Лету. По крайней мере, в Могилеве. Теперь молодые гости разве что ругаются и петушатся. Большая заслуга в этом человека с микрофоном. Ведь основная просьба к тамаде на свадьбе: сделай так, чтобы гости не напились и не подрались.

Что-то странное творится и со свадебными традициями. Красть туфлю соглашаются крайне неохотно. А вот один из самых серьезных обрядов – снятие фаты – скоро останется только в сказках и старых фильмах. В конце свадьбы свекровь или замужние подруги невесты сажают молодую на стул, снимают фату и повязывают платок. Все понятно без слов: теперь она замужняя женщина, верная мужу хранительница очага.

– Девушки воспринимают этот обряд в штыки, чуть ли не как оскорбление и приговор на всю жизнь. А женихи и не настаивают: не хочет – не надо, – делится наблюдениями Виктор. – Конечно, веселее конкурсы проводить. Но от этого смысл свадеб все больше стирается и сводится к застолью и демонстрации платьев. А потом встречу в городе через полгода, говорят: не сложилось, развелись…

Хлеб тамады – без масла и икры

– Виктор, ну кинь ты свой микрофон хоть на пять минут! Иди к нам! – родители молодых первыми вспоминают о том, что неплохо бы покормить тамаду оставшимися заливными и салатами.

Нередко в очередь желающих выпить рюмку-другую с ведущим становятся все гости, кроме детей. Как быть?

– Это важный психологический момент, — растолковывает мне тамада после очередной атаки хлебосольной родни. – С одной стороны, нельзя обижать «заказчиков» и всем своим видом показывать, что даже за здоровье и любовь молодоженов — ну ни капли. Объяснять, что должна на празднике быть хоть одна до конца трезвая голова, уже бесполезно. Ближе к ночи могу присесть за стол. Людям важен сам факт: сел, подержал в руке рюмку, уважает…

Многие ведущие свадеб сходят «с дистанции» именно из-за алкоголя. Помогают создавать семьи другим и рушат свои собственные.

Второй час ночи. Ощущение, как будто сама танцевала и пила с обеда. Ухо ловит звуки песни «Чарка на посошок». Вот оно, спасение. На лестнице меня обгоняет взваливший на плечи колонку тамада. И находятся же силы.

– В следующем году у меня самого юбилей – 50 лет, – говорит на прощание Виктор. – Друзья шутят: «Сам будешь вести?» Пока еще не решил.

Я почему-то уверена, что сам. Потому что тамада – это не отбытие номера с обеда до ночи по пятницам и субботам, это состояние души.

На снимке: хороший тамада – половина успеха праздника.

Фото: Виктория ТЕРЕШОНОК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter