Потом и кровью

Бои без правил для Беларуси дело новое, но стремительно набирающее популярность.

Бои без правил для Беларуси дело новое, можно сказать, неизведанное, но стремительно набирающее популярность. В мире между тем имена братьев Емельяненко — Федора и Александра — уже давно стали символом этого жесткого, но справедливого спорта. Их образы русских медведей четко ассоциируются со смешанными единоборствами, состязаниями, где в «клетке» встречаются представители разных видов борьбы, истинные универсалы, и сражаются на грани фола, в честном, но отчаянном бою выявляя победителя.


Лично мне бои без правил представляются чем–то античным, отдающим духом архаики, переносящим в Древнюю Грецию с ее полисом, в котором армия — это ополчение граждан. В том обществе очень почитали спорт, там родились Олимпийские игры не от праздности, а по необходимости — от физического состояния каждого гражданина зависела жизнь страны.


У нас самым ярким представителем «панкратиона» является Андрей Орловский, бывший самбист, уехавший в Америку и ставший там звездой. Однако развитие ММА в Беларуси, которое в последние годы получило активный толчок, родит новые имена и таланты. Один из них — Роман Мироненко. Обычный законопослушный гражданин в жизни, на ринге он — боец, который одержал три победы в трех поединках, все из которых завершил досрочно удушающими приемами. Прозвище у него еще — Хирург...


— Первый вопрос вполне логичный: почему Хирург? Доктором в детстве хотел быть?


— Нет, доктором не хотел. Эта давняя история, еще со школы. Была ситуация, после которой ребята прозвали Хирургом. Но давай не будем вдаваться в подробности.


— У нас во дворе Хирургом называли парня, который во время игры в футбол безбожно лупил всех по ногам...


— Тепло. Мое прозвище приблизительно из той же оперы.


— Бои без правил — затея очень смелая. Даже глядя на это со стороны, по коже идет дрожь. Вряд ли можно о таком мечтать в детстве, верно?


— Верно. Класса до шестого–седьмого я спортом вообще не занимался. Потом захотел пойти в борьбу, но мать не отпустила. Это были «лихие девяностые», и в быту утвердилось устойчивое сопоставление: раз борец, значит, бандит, рэкетир. Тогда я пошел на академическую греблю, где очень окреп физически. А в старших классах все–таки осуществил давнюю затею и записался на борьбу. Матери об этом сказал уже по факту, ей оставалось лишь руками развести. Лет семь прозанимался вольной борьбой, стал кандидатом в мастера спорта, технику кое–какую имею.


— Пока, если честно, совсем неясно, какие дороги привели тебя в ММА...


— Женитьба. Я сам из Украины, из городка Украинка, — это под Киевом. Часто приезжал в Беларусь к друзьям, здесь и познакомился с супругой. Переехал. Занятия спортом решил продолжить, но на тот момент больше для себя, без каких–либо чемпионских планов. Мой приятель Виталик Гурков, чемпион мира по муай тай, взялся быть моим тренером по тайскому боксу, «поставить мне руки–ноги», как это называется, ударную технику. Потом передал меня Артуру Смирнову, который и поныне является моим наставником. Спасибо ему, а также другому моему наставнику Николаю Белеченку за науку. Предложили попробовать себя в смешанных единоборствах. Согласился.


— Какие чувства перед первым выходом в клетку испытывал?


— Волнение присутствует до того момента, когда выходишь в ринг. Настраиваешься, переживаешь... А потом — только бой, в ринге деваться некуда, там есть ты, есть соперник, и кто–то из вас должен победить.


— Ты одержал три победы удушающими приемами. Специально их тренируешь?


— Каждый делает то, что он лучше умеет. У меня пока борцовские навыки развиты лучше, чем другие. А удушающие? Нет, это никогда не было коньком. Скажем так: получилось. Просто воспользовался случаем.


— Я вот все думаю, а что же мама–то сказала, та, что не пускала сына даже в вольную борьбу, на такое твое суровое занятие?


— Переживала. И мама, и бабушка... Они думают: раз бои без правил — значит, что–то страшное, уличный мордобой. Бабушке соседка нарассказывала, что у нас тут бешеные гонорары и битва идет чуть ли не до смерти. А потом мама посмотрела: все нормально, по правилам, все друг другу руки после боя жмут и никто никого не убивает. Смирилась.


— Как проходит твоя типичная тренировка?


— Во–первых, самоподготовка, кроссы. Без физической выносливости в боевых единоборствах делать нечего. Три раза в неделю — таиландский бокс, два раза — боевое самбо. Стойка, работа в парах и на лапах в одном случае, партер, болевые и удушающие приемы — в другом. Переведение боя в партер — это уже на определенный уровень поставлено. Но и здесь есть над чем работать, тем более что повторение, как известно, — мать учения.


— Судя по последнему бою, ты очень неплохо держишь удар...


— Я думаю, что просто четко еще никто не попадал. А в последнем бою повезло, наверное.


— А сам умеешь нанести акцентированный удар?


— Над этим работаю.


— Боями можно заработать себе на жизнь?


— Если выйти на уровень мировых звезд, то да, но для меня бои без правил остаются, можно так сказать, на уровне хобби, я не профессионал — любитель. Чтобы достичь больших результатов нужно заниматься два–три раза в день, а это исключает наличие другой работы. В противном случае, в моем в том числе, есть возможность утром делать часовую зарядку и вечером проводить полноценную тренировку. А этого явно недостаточно. Но у меня семья, и ее нужно кормить.


— Если не секрет, где ты работаешь?


— В фирме, которая занимается кондиционерами, «умным домом». Специалист по продажам.


— Так безобидно? Как в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб». Как руководство относится?


— Положительно, начальник даже приходил посмотреть. Это спорт, мы же не на улице деремся.


— Какая твоя цель в ММА?


— Главная и основная — совершенствоваться. А в этом деле важна поступательность. Для начала нужно брать количеством, проводить как можно больше боев, набираться опыта.


— Боец, который наиболее импонирует?


— Форрест Гриффин, Мэтт Хьюз... Не скажу, что они прямо суперзвезды, но мне их манера наиболее симпатична, на них и равняюсь.


— Что посоветуешь тем, кто, прочитав это интервью, скажет: я тоже хочу? С чего начинать?


— С себя. Выбрать цель и идти к ней. Пахать в зале. В спорте все очень просто: кто больше работает, тот и побеждает. Потом и кровью.


— Андрей Орловский, Олег Тактаров — звезды ММА, снимаются в Голливуде. Дмитрий Шакута, наш чемпион, снялся в российском кино. А если тебя на «Беларусьфильм», к примеру, позовут, пойдешь?


— С удовольствием! Пока я снимался лишь в рекламах. В первой — играл телохранителя, а во второй засветился мой изящный ретроскутер. Так что изнутри уже увидел, что за процесс, мне понравилось.


— Ты на скутере ездишь?


— Летом это просто незаменимый транспорт. Во–первых, экономичный, во–вторых, никакие пробки не страшны.


— Футболом, хоккеем интересуешься?


— Не увлекает.


— Кто такие Хави и Иньеста знаешь?


— Не слышал о таких.


— А кто чемпион Беларуси по футболу?


— БАТЭ?


— Давай зачетку, правильно! А напряжение после боя как снимаешь? Пивом?


— Не курю и алкоголь не употребляю.


Справка «СБ»


Смешанные боевые искусства (также MMA — от англ. Mixed Martial Arts) — боевые искусства (часто называемые боями без правил), представляющие собой сочетание множества техник, школ и направлений единоборств. ММА является полноконтактным боем с применением ударной техники и борьбы как в стойке (клинч), так и на полу (партер).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter