Потолок ледяной…

Две новости, которые обсуждают сейчас в каждой, пожалуй, сельской семье, — это острый и принципиальный разговор Президента Беларуси Александра Лукашенко с Правительством по ценам и защите людей от их стремительного и неоправданного взлета и… ожидание обещанного синоптиками дождя.

Нахождение именно этих новостей на первых строчках рейтинга понятно и закономерно. И то, и другое, несомненно, лежит в плоскости нашей национальной безопасности. Причем, на мой взгляд, обе они одинаково для этого важны, потому как не только розничная цена, образно говоря, хлеба насущного, но и сам хлеб, при условии его запланированной урожайности, дают суверенной державе уверенность и силу…

В то время, когда в резиденции Президента еще держался высокий градус экономической дискуссии, я разговаривал с председателем Лепельского райисполкома Петром Шикшняном. Как, спрашиваю, обстановка, Петр Генрихович, где подпекает экономика, а где подгорают поля у вас? Да все нормально, отвечает он, если вы в плане социального настроения земляков, работаем не покладая рук. У того, кто работает на земле, нет времени на пустопорожние прогнозы и оценки. А что касается самой земли, то если небесная канцелярия еще поработает недельку так, как кое-кто в ценообразовательных госконторах, то скоро и нам придется пересевать отдельные участки.

Вот и вся логика главы региональной «вертикали». Сколько раз убеждался: лучше их, рядовых председателей райисполкомов, за редким исключением, никто из управленцев не знает истинной ситуации на местах. И в данном контексте ведь прав руководитель далекого от столицы района. В этом именно соль крестьянской философии: работать, не лениться, и только потом, после исполненного перед землей долга, разогнуться устало, оглянуться вокруг, оценить свои усилия, других. Только время такого анализа настает ближе к глубокой осени, не раньше. А пока, мол, что ж — селяне, в большинстве своем голосовавшие за Президента, делегируют ему свои контрольные полномочия, с которыми  он вполне справляется.

Примерно на эту же тему, но только задолго до совещания у Президента, мне довелось говорить и с пользой провести время с председателем Свислочского райисполкома Олегом Таргонским. И возле сеялки, и в Порозовском сельсовете, и в агроэкоусадьбе он, касаясь текущей экономики района, неизменно рассуждал о дополнительных инвестициях, включая иностранные, о новых рабочих местах для своих земляков в ближайшей перспективе. Об этом подробнее как-нибудь в следующих «колонках», а в данной важна только суть: искать не причины, а источники, где и на чем можно дополнительно заработать.

Тот апрельский наш разговор, по сути, продолжил в минувшую среду Президент, обещая «строжайшим образом спросить с губернаторов» за то, что какие-то предприятия будут работать не на полную мощь или снова на склад. Внедрить, произвести, продать, заработать, заплатить людям — вот и вся недолга.

Ну и в самом деле нам, то есть Беларуси, Евросоюз не расщедрится выдать баснословный, как той же Греции, кредит — сначала 100 миллиардов евро, потом еще столько же. Огромные деньжища закачивают в страну, внешний долг которой уже составляет 150 процентов от ВВП. Нам на это рассчитывать не приходится. Поэтому надежда — на самих себя. Впрочем, не только…

Слава Богу, мир не без добрых людей. Как известно, Беларусь и Евразийский банк развития подписали в Минске соглашение о предоставлении нашей республике финансового кредита из средств антикризисного фонда ЕврАзЭС. Общий объем — 3 миллиарда долларов. Сумма кредита уже в нынешнем году — 1,24 миллиарда. Кроме того, министр  финансов Беларуси Андрей Харковец высоко оценивает шансы страны на получение кредита Международного валютного фонда.

Выход ясен: что, и это самое главное, заработаем сами, снизив нашу критическую зависимость от импорта, а что займем до лучших времен.

Пока же эти самые времена наступят, необходимо максимально и всесторонне защитить людей, особенно не шибко богатых. Президент четко и ясно высказал это свое требование. Цены уже уперлись в потолок, и изменять их можно только в сторону уменьшения, подчеркнул глава государства. Что, похоже, прозвучало для принимавших совсем непопулярные и непродуманные решения, как холодный, даже ледяной, душ. 

И последнее в этой связи. И во вторник, и в среду я лично не заправлял свою одиннадцатилетнюю иномарку дорогущим бензином. Как чувствовал: что-то здесь не так. И точно!  А вот что касается тех, кто все-таки отдал свои деньги по торопливо завышенным, как выяснилось, Белнефтехимом ценам за литр, — не слабо ли небедному концерну их теперь вернуть?..

Сергей МИХОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter