Денег, которые недополучены из-за управленческих просчетов только на одном предприятии, хватило бы, чтобы профинансировать всю посевную на Витебщине

Потеряли там, где другие зарабатывают

ПОВЫШЕНИЕ эффективности агропромышленного комплекса для экономики северного региона — задача № 1. Серьезные финансовые вливания, реформирование отрасли и новые подходы хозяйствования с учетом природных и климатических особенностей региона пока не снимают назревших проблем.

Почти 80 процентов от предприятий страны, которые задерживают зарплаты, приходится на сельскохозяйственные организации Витебщины. Уставшие от безденежья сельчане звонят на прямые линии представителям власти. Руководители хозяйств, в свою очередь, оправдываются тем, что ждут денег от переработчиков. Получается замкнутый круг, и никто ни за что не отвечает. На заседании облисполкома, на котором в целом была рассмотрена работа промышленности, попытались проанализировать причины хромающей на обе ноги агроэкономики и определить пути спасения села.


Председатель Комитета экономики Витебского облисполкома Анжелика Никитина привела факты: производство пищевых продуктов составляет 15 процентов в промышленном комплексе области. И в сравнении с другими отраслями этот сектор по итогам года вышел в минус. 75 процентов от их общего производства приходится на перерабатывающие предприятия государственного объединения «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты». В прошлом году их мощности по производству молочной продукции были загружены на 71 процент, а в целом темп роста объемов производства составил 95 процентов к 2017-му. В денежном выражении недополучено продукции на 45 миллионов рублей. 

Болезненным ударом для мясомолпрома стало закрытие российского рынка, однако новых партнеров искать никто не торопится. Другие области в этом направлении работают с большей отдачей. Если по итогам 2018 года поставки молочной продукции в Китай в целом по стране составили 60,5 миллиона долларов, то доля аграриев области в них — 2,4 процента. Лишь отдельные руководители попытались переориентироваться в новых условиях и компенсировать потери с выходом на Китай. Верхнедвинский маслосырзавод, например, поставил туда 1,8 тысячи тонн молочной сыворотки на миллион долларов, Глубокский молочно-консервный и Полоцкий молочный комбинаты продали китайцам 184 тонны сухого обезжиренного молока на 287 тысяч долларов. В 2018 году Витебская бройлерная фабрика отгрузила партнерам из Поднебесной мяса птицы на 1,1 миллиона долларов, на этот год заключены контракты с 4 китайскими компаниями на 12 миллионов. Причем с учетом того, что китайский рынок перегружен мясом птицы. Возникает резонный вопрос: что мешает другим продвигать свой товар?

Упущенные экспортные возможности не главная проблема молочных и мясных переработчиков. Едва ли можно ожидать от них особой предприимчивости на внешнем рынке, когда менеджеры так же из рук вон плохо работают и на своем. Закупочные цены на сырье не поднимались 2 года, а затраты на производство увеличились. Вместо продвижения своего продукта ждут, пока его заберут со складов. Торговые сети пользуются этим, молочка от местных производителей уходит к ним по ценам, которые ниже, чем от брендов других областей. При этом покупатель в магазине от этого ничего не выигрывает. Комитет экономики подсчитал, что на торговых скидках предприятия концерна потеряли 100 миллионов рублей. Этих денег, как обозначил председатель Витебского облисполкома Николай Шерстнёв, хватило бы для того, чтобы профинансировать всю весеннюю посевную кампанию.

В сложившейся ситуации облисполком считает необходимым на каждом предприятии пересмотреть линейки продукции. Сегодня все молокозаводы выпускают, по большому счету, продукцию идентичную, одни продают ее успешно, другие — не очень. Нужно оставить товар, который востребован. Для его продвижения под единой торговой маркой создать квалифицированную маркетинговую службу. Также предприятия должны пересмотреть штатные расписания и, где необходимо, провести кадровую оптимизацию. Того требуют реалии времени. 

На заседании подняты и другие острые вопросы, которые ставят под сомнение намеченные аграриями планы на нынешний сельхозгод. Председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко поднял важную проблему обеспечения районов минеральными удобрениями. Глава Парламента возмутился:

— Почему область не выбрала квоты за прошлый год? По четыре года отдельные районы сеют без минеральных удобрений. Если не будет проведена подкормка, на какие урожаи можно рассчитывать?! Прошлогодний валовой сбор зерна в 750 тысяч тонн — не только результат плохой погоды. В этом году и этого можно не получить. Настораживает позиция председателей райисполкомов, которые этим вопросом не занимаются. Рады, что проблемные хозяйства отдали под интеграционные структуры, — и забыли о них. Так быть не должно. На своей земле хозяин отвечает за все. В то же время ни одна из структур не выполнила условия господдержки, объемы производства снижены, финансовые результаты ухудшились. Сколько вложено в строительство ферм, а где отдача? 

Николай Шерстнёв критику принял. Районы не занимаются серьезно сельским хозяйством, уповают на помощь области. На каждом заседании стало традицией проводить «сельский час», только результатов пока не видно. С такими подходами просить денег у государства стыдно. В области создана оптимальная структура посевных площадей для обеспечения животноводства и зерном, и дешевыми белковыми кормами. Область ставит перед хлеборобами амбициозную задачу: получить зерновой вал в амбарном весе 1 миллион 600 тысяч тонн. Суждено ли этим планам сбыться? Вопрос открытый. Глава региона уверен, что этот год должен стать переломным для АПК и дать полную ясность, насколько верен был выбранный курс. 

zakharov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter