Потеряли на зерне, сэкономили на свекле

Сельхозпредприятия считают каждый литр топлива, чтобы уборка не останавливалась

В осень, как известно, работ восемь. В таких условиях сельхозпредприятиям приходится считать каждый литр топлива, чтобы уборка кукурузы, сахарной свеклы, картофеля, сев озимых, транспортировка грузов и другие неотложные дела не останавливались. Впрочем, в ряде хозяйств вынуждены выбирать, какая забота не терпит отлагательств, а какая денек-другой может и подождать.



КСУП «Племзавод «Закозельский» Дрогичинского района сейчас в сутки расходует в среднем 2,5 тонны дизельного топлива. В первую очередь им заправляют технику, занятую на пахоте и севе озимых культур, уборке кукурузы на силос, обслуживании молочно-товарных ферм. 

— Как бы ни было трудно, горюче-смазочными материалами мы себя обеспечиваем, хотя только на дизтопливо в месяц расходуем около 800 миллионов рублей, — говорит директор предприятия Андрей Кунаховец. — Если к этому объему добавить масло и бензин, сумма набежит более внушительная. Правда, не всегда затраты дают ожидаемую отдачу. 

В нынешнем году закозельцев сильно обожгла засуха. Зерновых и зернобобовых рассчитывали получить не менее 5600 тонн. Но за все лето не было ни одного нормального дождя, и в результате около 800 тонн урожая недобрали. Первый укос трав получился прекрасным. Со второго убирать было практически нечего. А ведь на подсевание, подкормку пастбищ ушли тонны топлива. 

В хозяйстве ничуть не жалеют, что отказались от сахарной свеклы. В прошлом сезоне ее урожайность составила около 400 центнеров с гектара. Нынче уже с весны на легких почвах (а такие в сельхозпредприятии преобладают) ощущался недостаток влаги, и выбор был сделан в пользу других культур. Теперь в агрономической службе понимают, что решение оказалось правильным. В соседних хозяйствах — СПК «Брашевичи», СПК «Алексеевичи-Агро» — с гектара накапывают всего 160—200 центнеров сладких корней плодов, тратят топливо на уборку, транспортировку. Без лишних расчетов понятно, что при такой урожайности солидной прибыли не получишь. Окупить бы затраты. Но отправлять урожай на переработку надо, пока сахаристость держится на уровне 17—18 процентов и Жабинковский сахарный завод платит надбавку за ранние сроки реализации. 

В «Брашевичах» тоже считают каждый литр топлива. Приобрели 12 навигаторов, и современные приборы ежеминутно отслеживают, где находится техника, какую работу выполняет. Фактов нерачительного расхода ГСМ, благодаря таким мерам, стало значительно меньше. 

Однако заправлять комбайны, тракторы, автомобили все равно нужно. Только на уборке сахарной свеклы, которую в смену механизаторы выкапывают с 12 гектаров, за день используется до 700 литров топлива. На переработку в Жабинку отсюда отправили сладких корней на 600 миллионов рублей. Часть из этой суммы использовали на горюче-смазочные материалы. На них выделяется постоянно и часть средств, вырученных от продажи молока и мяса. Другого выхода нет. 

Так или иначе, но техника не простаивает и в других районах области. По словам заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Александра Дорошенко, в сельхозпредприятиях есть в запасе 2134 тонны дизельного топлива и 85,7 тонны бензина. Суточная потребность в ГСМ составляет 400—500 тонн. Имеющегося объема хватит на 3—4 дня непрерывной работы. 

kurec.a@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?