Потеряет ли Британия репутацию?

В Лондоне решили, что национальное выше международного и ради национального международные обязательства можно нарушить. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, которого и до сих пор считали не самым надежным партнером для переговоров, представил в парламенте законопроект о внутренних рынках, который с 1 января 2021 года, когда Великобритания официально перестанет быть членом ЕС, должен регулировать торговлю между регионами страны — Англией, Северной Ирландией, Шотландией и Уэльсом. Согласно проекту товары, прибывающие из Северной Ирландии, освобождаются от дополнительных проверок, британские министры могут отменять и изменять правила таможенных перевозок и так далее. Отдельно прописано верховенство британского закона над международным правом. Джонсон говорит, что законопроект гарантирует целостность внутреннего рынка, а министр по Северной Ирландии Брендон Льюис признает: это «очень конкретное и ограниченное» нарушение международного права. 


Что именно он нарушит? Соглашение между Великобританией и ЕС, которое переносило таможенные проверки на границу между Северной Ирландией и остальными частями страны, оставляя свободной границу между Ирландией, являющейся членом ЕС, и Северной Ирландией, входящей в состав Великобритании. Борис Джонсон подписал это соглашение в ноябре 2019 года: в декабре его ожидали выборы, на которых он очень хотел победить. А для победы нужно было предъявить что-то существенное. Он и предъявил это соглашение, которое фактически проводило границу между частями Великобритании. Тех, кто критиковал его за «сдачу» (а их было много), лохматый Борис успокаивал: мы сможем изменить это позже. Так что сейчас он держит слово: политик сказал — политик делает. 
Правительство Британии опубликовало законопроект, который меняет соглашение о выходе из ЕС и допускает нарушение взятых на себя Лондоном международных обязательств в случае провала переговоров с Брюсселем.
Но ведь условия того ноябрьского соглашения были неспроста именно такими: это было сделано для того, чтобы не нарушать условия заключенного в 1998 году Белфастского соглашения (другое его название — «соглашение Страстной пятницы»), положившего конец десятилетиям кровавой междоусобицы в Северной Ирландии. Посредниками при его подписании (и это именно тот случай, когда подготовка заняла годы) выступили ЕС и США, поэтому сейчас председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен говорит, что если британский парламент примет законопроект, «это нарушит международное право и подорвет доверие», а спикер конгресса США Нэнси Пелоси идет дальше и заявляет, что в случае принятия этого законопроекта у Великобритании нет никаких шансов заключить торговое соглашение с США. 

В общем, возбудились все. Соратники Джонсона по консервативной партии, в том числе бывшие премьер-министры Джон Мэджор и Тереза Мэй, боятся, что в случае принятия закона репутации страны будет нанесен ущерб. Правильно, конечно, боятся. Председатель парламентского комитета по обороне Тобиас Эллвуд говорит, что в этом случае Британия утратит то моральное превосходство, которое до сих пор позволяло ей настаивать на соблюдении международного права. Протестуют также Шотландия и Уэльс, проголосовавшие в свое время за то, чтобы остаться в ЕС: в новом законопроекте они видят покушение на права своих автономий. В ЕС назначают срочную встречу с представителями Великобритании. 

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter