Что упало, то пропало: мы проверили прохожих на честность, «потеряв» кошелек

Потерянные иллюзии

В соцсетях и милицейских сводках мы все чаще читаем о случаях, когда присваиваются чужие утерянные вещи. Пропала забытая сумка в магазине, кто-то прихватил оставленные в банке деньги, а кто-то – дорогой телефон, обнаруженный в маршрутке. Мы решили проверить на улицах Витебска, вернут ли нам «позабытый» кошелек.

С этого места кошелек увели незаметно.

Вместо предисловия

Тему для журналистского расследования подсказал случай, произошедший со знакомой. Она купила новое портмоне и прямо на автобусной остановке вблизи Смоленского рынка в ожидании транспорта воспользовалась покупкой – переложила все денежки и карточки из старого кошелька в новый. Пустой решила не выбрасывать – вдруг кому еще пригодится? И аккуратно положила его прямо на парапет почти рядом с собой. Признается: была очень удивлена, когда оглянулась через пару минут. Кошелька уже нет и в помине – кто-то тихонько его «прихватизировал». Причем даже не поинтересовавшись у стоящих рядом людей, вдруг кто случайно оставил? 

Что ж, попробуем проверить сознательность наших граждан. Долго раздумываю, где взять старый бумажник? Привыкла незамедлительно избавляться от ненужных вещей – кто знал, что они могут пригодиться? А может, по случаю как раз и обновить портмоне, если вдруг «уведут»? Была не была… Правда, деньги на всякий случай вынимаю, а внутрь кладу кипу старых квитанций. Определяю маршрут, и вперед.

Заберите ваши деньги! 

Тратить время специально на проверку было бы нерационально. Поэтому нахожу баланс между «можно» и «нужно». Сегодня вечером записана в студию-парикмахерскую «Беатриче». Обычно там много людей. Очень удобное место для «забывчивости». 

…Стрижка удалась. Рассчитываюсь с кассиром. Ставлю сумочку на кресло в фойе, где в ожидании свободного мастера сидят человек пять. Рядом кладу кошелек. Все получается естественно. Надеваю куртку, завязываю шарф, хватаю сумочку и ухожу.

Девушка, заберите ваши деньги! – я не успела сделать по улице даже пару шагов. 

Сотрудники студии-парикмахерской тут же обнаружили оставленный посетителем кошелек.

Сразу две сотрудницы салона выскакивают вслед, несмотря на дождливую погоду. Благодарю. А самой немного неудобно. Конечно же, провокация не лучший способ проверки человеческих качеств. К счастью, парикмахерам не пришлось заглядывать внутрь, чтобы определить хозяина бумажника. Иначе они были бы сильно удивлены, а чтобы в следующий раз сделать прическу, мне точно пришлось бы менять салон.

Итак, на очереди крупный торговый центр. Закупаюсь продуктами. На небольшом столике укладываю их в пакеты. Незаметно оставляю кошелек и ухожу вниз – там фирменные павильоны. Решаю минут двадцать посмотреть обувь, а затем вернуться к месту потери, попытаться через кассиров или информационный центр найти оставленную вещь. Хотя, честно говоря, надежды нет никакой – в магазине час пик, народу пруд пруди. 

Удивлена: уже минут через пятнадцать меня находят сами. По громкой связи звучит объявление: 

– Женщина в красной куртке, срочно подойдите к информационному центру – вы забыли кошелек!

Вот те на! Подхожу. Вежливые девчата показывают: ваш? Мой. А что внутри? Тушуюсь и что-то объясняю про переложенные в карман деньги и необходимость долго хранить старые квитанции. При мне кошелек открывают: все на месте? Квитанции, конечно, пересчитывать я не стала. Уходя, интересуюсь: как нашли?

– Обычно, – улыбаются сотрудницы. – Ваш кошелек принес мужчина, его обнаруживший. У нас же везде камеры – чего только люди не оставляют. Есть четкие правила, что делать в таких случаях. Да и посетители, даже нечистые на руку, никогда не решаются брать под неусыпным оком камер чужие вещи. 

Да, похоже, вариант с крупным торговым центром был заведомо проигрышным. Или выигрышным? Как сказать…

Не видел, не знаю

Оживленная улица, множество людей в конце рабочего дня, рядом рынок «Южный». Сбоку в рядок сидят бабушки. Продают кто что – клюкву, сливы, яблоки, перцы. Останавливаюсь у парапета, кладу кошелек прямо на камни и отхожу в сторонку. Поток горожан – никто внимания на мой бумажник, увы, не обращает. Неподалеку на парапет присаживается мужчина средних лет. Что-то старательно укладывает-перекладывает в полиэтиленовом пакете. Потом встает и… опа! Кошелька-то на прежнем месте нет!

– Мужчина, вы тут бумажник кремового цвета не видели? – подлетаю к нему.

– Не видел я никакого бумажника, – устало отмахивается прохожий и торопится по своим делам. 

Вот тут мне, честное слово, даже стало обидно. И портмоне как-то жалко. 

– Да ведь вы его взяли! – не отступаю.

Уже разозленный, он оборачивается и грубо вопрошает: «Ты это своими глазами видела?» 

Я тушуюсь – и вправду не видела. Но ведь больше взять некому было! Пока я оправляюсь от растерянности, подбираю слова и аргументы для дальнейшей дискуссии, моего собеседника и след простыл. Утешаю себя мыслью, как он «обрадуется», обнаружив вместо купюр внутри кипу ненужных бумажек, и отправляюсь домой. Без реквизита дальнейшее проведение эксперимента просто бессмысленно.

Добрых людей больше

На следующее утро по дороге на работу «забываю» в маршрутке старый кошелек, подаренный мне подругой специально для эксперимента. Внутри – рецепт с истекшим сроком, чек за оплату телефона сотовой связи и мелочь. Черный блестящий бумажник остается на сиденье. И я, выходя из микроавтобуса, уже практически простилась с ним.  Как оказалось, совершенно напрасно. Уже через полчаса мне позвонила незнакомая женщина и спросила: «Вы кошелек в маршрутке под номером 73 не оставляли?»

Татьяна Шталь не впервые находит и возвращает людям утерянные вещи.

Я удивлена. Договариваемся встретиться после работы на остановке. Приятная блондинка протягивает мне пропажу и объясняет: нашла с помощью того самого чека об оплате сотовой связи. Номер-то там указан! Честно говоря, оставляя этот документ внутри, я немножко надеялась на подобный исход дела, но лишь чуть-чуть.  Перед Татьяной Шталь раскрываю причины своей «забывчивости». Обиделась ли моя собеседница, что невольно приняла участие в провокационной игре? Та улыбается: я, мол, возвращаю утерянные вещи не в первый раз. Недавно вот нашла на улице вечером мобильник. К счастью, гаджет не был заблокирован. Первый звонок абоненту, записанному как «мама», – и нашелся хозяин. Оказалось, пятиклассник обронил «Самсунг» по дороге из школы. Счастливы были оба – и мама, и сын. Даже вознаграждение предлагали. Но какая там награда – а вдруг завтра сама что-то потеряешь и понадобится помощь неравнодушных людей? Добро – в ответ на добро.

Подводим итоги

Итак, эксперимент закончен. Я четыре раза пыталась «потерять» бумажник. И лишь единожды он пропал. Но, отметим, по моей собственной вине. И никаких претензий тому мужчине, которого подозреваю в присвоении, я предъявить не смогла бы, даже подключив милицию. Во-первых, кошелек был пуст. Во-вторых, его стоимость мизерна. В-третьих, нет ни свидетелей, ни камер, которые бы подтвердили однозначно, что чужую вещь взял именно он. Во всех остальных случаях люди с готовностью возвращали портмоне. 

А как прокомментируют итоги моего эксперимента правоохранители? Официальный представитель УВД Витебского облисполкома Ольга Шкуратова подчеркнула: в соответствии с законом присвоение найденной чужой вещи квалифицируется как кража. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ежемесячно на территории области регистрируется около десятка таких случаев. На днях аналогичное уголовное дело возбуждено по факту присвоения дорогого мобильника, утерянного в одном из кафе Витебска.

begunova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter