С чего начиналась спортивная аэробика в Беларуси

Потанцуем?

Один из самых загадочных видов спорта на II Европейских играх для большинства болельщиков — спортивная аэробика. Многие, услышав название этого гимнастического вида, подумают о фитнесе и будут не правы. О том, что такое спортивная аэробика, чем она отличается от других гимнастических видов и как этот вид спорта зарождался в Беларуси, рассказывает одна из первых спортсменок нашей страны, ставшая мастером спорта по спортивной аэробике, Евгения Чичиро.

Команда «первого созыва» до сих пор каждый год собирается вместе, а в этом — отметит 25-летие их первого чемпионата мира

«Аэробика начинается с дискотеки. По крайней мере, мне так поначалу казалось. По сути, это танец с четко исполненными шагами базовой аэробики, к которому добавляются обязательные гимнастические элементы», — говорит Евгения Чичиро. В 1995-м она была одной из спорт­сменок белорусской сборной, которые выступали на первом в истории чемпионате мира по спортивной аэробике. Придя в этот вид спорта незадолго до турнира, Евгения не ушла из него до сих пор.

— Начинала я в художественной гимнастике. Выполнила разряд мастера спорта, а потом меня не взяли в сборную, и, можно сказать, я отправилась в свободное плавание. Однако желание выступать и тренироваться было огромное. Когда предложили поучаствовать в первом чемпионате мира по спортивной аэробике, я ни в какую не соглашалась, говорила: «Мне ваша утренняя гимнастика 100 лет не нужна — лучше художественной гимнастики ничего нет!» Но опять же на дворе был 1995 год, а чемпионат проходил в Париже… Это подкупило. И мы вместе с Женей Ивановым, Андреем Черноусиком, Леней Ермаковым, Леной Метлушко и Мариной Давыдовской стали готовиться. Я была из художественной гимнастики, ребята — из спортивной. Из того состава только Лена Метлушко до этого пару лет занималась аэробикой, но несколько другим ее видом. Она была большой заводилой и заразила аэробикой всех нас. 

— После упражнений с булавами, лентами, обручами перестроиться было сложно?

— Мне кажется, что в спортивной аэробике года за три можно добиться высоких результатов, если ты пришел из любой хорошей гимнастической школы. По сравнению с художественной, спортивной гимнастикой и акробатикой аэробика в те годы была более простым видом спорта. И у нас были большие амбиции. Когда на чемпионате мы стали лишь ­15-ми, это казалось крахом, концом света — мы-то думали, что приедем и всех победим. А оказалось, что все не так просто — есть спортсмены гораздо сильнее и аэробика — это серьезный спорт. Но это стало своего рода толчком: посмотрев на свой уровень в условиях соревнований, мы вернулись и стали работать по-настоящему.

Евгения Чичиро работает тренером по спортивной аэробике и надеется, что после II Европейских игр популярность этого вида спорта вырастет

— Кто в те годы был лидером в спортивной аэробике?

— Россия всегда была вне конкуренции. Румыны были сильны, французы, болгары — все они были из спортивной гимнастики. Бразильцы тогда привезли очень красивую танцевальную аэробику и были самыми-самыми. Сейчас наш вид спорта изменился: если раньше он был танцевальным, со сложными элементами, то есть сочетал фитнес и танец, то теперь это почти чистая гимнастика. 

— Где вы тогда черпали идеи для выступлений?

— Идей было много. Как нужно выступать, поначалу смотрели на зарубежных телеканалах. Это сейчас уже сложно представить, что когда-то не было интернета и кабельного телевидения в каждом доме. Потом уже сами на соревнованиях записывали выступления других участников и смотрели. Мы и купальники сами себе шили. Сейчас этим портнихи занимаются, а мы по ночам распарывали разноцветные легинсы, которые покупали в Польше, перекраивали и шили из них купальники — ткани тогда было сложно найти. Кроссовки для выступлений должны быть белыми, в магазине их было не купить, но у нас проблем не возникало — нас хорошо экипировали перед чемпионатами мира. Уже потом на соревнованиях мы увидели, что спортсмены из других стран выступали в кроссовках, которые отличались от наших: они были мягче, прыгать в них было удобнее. 

— Почему вы перестали выступать?

— Вышла замуж. Да и вообще в спортивной аэробике заканчивают рано. Спорт — это, конечно, хорошо, когда ты студент, когда у тебя есть много свободного времени и поддержка родителей. Но денег в этом виде спорта не заработаешь, поэтому, когда учеба заканчивается, нужно искать работу. Вот и получается, что до 22—23 лет ребята тренируются, а потом, когда уже много знают, умеют и имеют соревновательный опыт, уходят. А я считаю, что пик формы в спортивной аэробике — 23—28 лет. Мы еще в те годы, когда выступали, пробовали работать с детьми. Набирали группы, совмещали занятия с ними со своими тренировками. Но, когда приходило время соревнований, становилось не до работы с учениками. Ведь, если хочешь выиграть, нужно только есть, спать и тренироваться — соблюдать режим и работать для решения поставленных задач.

Юлия Володарь и Дмитрий Захаревич заняли седьмое место в соревнованиях смешанных пар на II Европейских играх в Минске

— Вы и сейчас работаете тренером по спортивной аэробике. Много талантливых детей?

— Сегодня в Беларуси спортивной аэробикой в целом занимается около 300 человек. Талантливых детей хватает, и задатки можно распознать еще в раннем возрасте. Но не всегда лидерами становятся таланты: поначалу им все просто дается, они выигрывают медали, не прикладывая для этого больших усилий, только благодаря своим задаткам. Но есть те, кто не обладает таким ярким талантом, но много работает, и со временем они превосходят остальных. У нас самая большая проблема в том, что отделений по спортивной аэробике в детских школах нет — единственное работает в Бобруйске, и сегодня там самая сильная школа с очень хорошими тренерами и спортсменами. А так все школы, в которых развивают спортивную аэробику, — частные. Занятие там длится всего час. А что можно сделать за это время? 

— С момента первого чемпионата мира и, можно сказать, с тех пор, как спортивная аэробика стала развиваться в Беларуси, прошло 25 лет. Когда этот вид спорта был у нас на пике?

— В середине — конце 1990-х, наверное, и был пик. После этого наши спортсмены участвовали в чемпионатах мира, показывали хорошие результаты. Были перспективные ребята, но это единичные личности. Даша Калацкая, например, выступала с 2012 года, но в прошлом году получила травму и ушла из спорта. Дима Бабак успешно выступал по детям, юниорам — был близок к финалам, но сейчас и он ушел: сделал ставку на учебу, собирается поступать в университет, чтобы получить образование и хорошую работу в будущем… В чемпионате страны участвуют максимум 140 человек в возрастных категориях 6—8, 9—11, 12—14, 15—17 лет, 18 и старше. Часть тех, кто хочет выступить, к соревнованиям не допускают, объясняя это тем, что у них не очень высокий уровень. Но мне кажется, что каждый должен иметь возможность поработать на хорошей площадке и показать себя — не так много у нас соревнований. 

— II Европейские игры поспособствуют развитию этого вида спорта в стране?

— Думаю, да. К нам приехал очень сильный состав участников. Действительно классные спортсмены, на которых хочется смотреть. Для наших ребят это, возможно, единственный шанс показать себя на турнире такого уровня и выступать в финале. Европейские игры показали наш вид спорта большому количеству зрителей, но для того, чтобы он развивался, нужно создавать базу и открывать отделения в детско-юношеских школах. В Азербайджане, кстати, этот вид спорта стал развиваться именно после I Европейских игр.

— А где сейчас остальные члены команды, вместе с которыми вы выступали на первых чемпионатах мира?

— Лена Метлушко и Женя Иванов поженились, они работали в паре и показывали хорошие результаты — третье место на чемпионате Европы в 1997 году пока остается лучшим результатом в истории нашей аэробики. После свадьбы пару лет еще выступали, а потом, к сожалению, со спортом пришлось закончить и искать себя в новых профессиях. Они уехали за границу — сначала в Кувейт, потом в Бахрейн, Оман, а сейчас обосновались в Канаде, воспитывают двоих детей, которые, кстати, тоже занимаются спортом. Андрей Черноусик уехал в Москву и работает там, Марина Давыдовская ведет занятия в одном из крупных минских фитнес-клубов, Леня Ермаков работает в Минске учителем физкультуры. Мы регулярно собираемся летом и в этом году встретимся, отметим 25-летний юбилей образования нашей команды...

— Вы ведь тоже свою дочку отдали в художественную гимнастику…

— Да, Ксюше девять лет, и сейчас, скажем так, мы на пути к совершенству. Я еще во время беременности знала, что у меня родится гимнастка. Наверное, настолько люблю этот вид спорта. Я, возможно, пришла в аэробику из-за того, что не реализовала себя в гимнастике до конца — хотела и могла добиться большего. Сейчас окружающие видят у нас с Ксюшей похожие черты. Я бы очень хотела, чтобы у нее все получилось, но ничего не загадываю. 


Фото Александра Кулевского и из личного архива Евгении Чичиро

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter