Поступить, не наступив на прошлогодние грабли

“НГ" начинает знакомить читателей с типичными ошибками централизованного тестирования-2006 Республиканский институт контроля знаний проанализировал ошибки абитуриентов-2006. Сборники с детальным разбором неверных шагов участников вступительной кампании прошлого года готовятся к печати.
Ничего невозможного нет!  Мнение

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель постоянной Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Беларуси, отец студента БНТУ, студентки БГУ и ученицы выпускного класса, которая пока медлит с окончательным выбором вуза:
— Если кто-то из абитуриентов надеется, что поступит легко, он заблуждается: спрос на высшее образование растет, конкурентов у выпускников много. Поэтому учиться надо в полную силу, желательно уже с первого класса. Государство многое делает для социальной поддержки выпускников сельских школ, детей из многодетных, неполных семей. Талантливым детям в нашей стране вообще открыты все двери. Поэтому я считаю, что главное для выпускника — не количество участий в репетиционном тестировании, а искреннее желание стать студентом. Репетиторы его не заменят. Сейчас появилось столько пособий для самостоятельной работы учеников, что репетиторы вообще становятся не нужны. Хотя большинство родителей все равно их приглашает — наверное, для очистки своей родительской совести. Мои старшие дети поступили самостоятельно, на бюджетное отделение, сразу после окончания школы. Правда, они воспользовались существовавшей тогда возможностью пройти централизованное тестирование дважды, за счет бюджета и платно.
Анализ показал, что каждое поколение абитуриентов предпочитает учиться на своих ошибках. Директор РИКЗ Николай ФЕСЬКОВ часто
иллюстрирует этот тезис классическим примером: в 2004 году 67 процентов участников испытаний по русскому языку написали слово “фальшь” без мягкого знака после шипящего звука. В 2005 году эту ошибку повторили примерно 32 процента абитуриентов. Казалось бы, абитуриенты 2006 года должны были учесть промахи предшественников, но 32 процента испытуемых вновь “сфальшивили”.
Книжки читать надо! В прошлом году РИКЗ тоже проанализировал абитуриентские ошибки. Хотя, по признанию Николая Феськова, он был несколько обескуражен отсутствием вокруг сборников здорового читательского ажиотажа. Некоторые отделы образования вообще восприняли предоставленную им статистику централизованного тестирования как повод призвать к ответу школы, занявшие нижние строчки рейтингов.
— Мы бы хотели, чтобы “побочные продукты” централизованного тестирования использовались эффективнее. В истории отечественного образования до наших дней не было возможности усадить всех абитуриентов за выполнение одинаковых по сложности заданий в одно и то же время, в одинаковых условиях. Причем мы не просто констатируем распространенные ошибки, но помогаем определить, почему они происходят. Ведь если ошибки повторяются из года в год и повсеместно, надо искать их причины не в конкретных участниках учебного процесса, а в качестве учебно-методической литературы, особенностях школьной программы.
Сборники, подготовленные Республиканским институтом контроля знаний, предназначены не столько для руководителей системы образования, сколько для абитуриентов, выпускников школ, гимназий, лицеев и других учебных заведений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Они будут полезны учителям при подготовке и проведении тематического и итогового контроля, организации обобщающего повторения и систематизации знаний. Они показывают некоторые посильные даже для среднего ученика приемы и методы организации самостоятельной подготовки к испытаниям.
Считайте, вы уже поступили!
Математика. Практически каждый девятый участник централизованного тестирования-2006 не справился со стандартными школьными
задачами, то есть задачами I, II и III уровней сложностей, а таких заданий в тестовом варианте было 14 (56%).
После тестирования по математике в прессу просочились недовольные голоса отдельных абитуриентов и их родителей: дескать, тесты слишком сложные, некоторые задания выходят за рамки школьной программы. Разгорелась жаркая дискуссия, в ходе которой директору РИКЗ пришлось возражать сотням оппонентов. Итоговые цифры убедительнее каких бы то ни было доводов свидетельствуют, что причина невысокого среднего балла вовсе не в сложности заданий. Статистические данные с головой выдают абитуриентов: многие из них совершенно не готовились к экзаменационному испытанию, не повторяли учебный материал. В результате средний процент выполнения заданий (даже самых легких, I и II уровней сложности) не превысил планку в 50%!
— Для тестирования по математике было подготовлено десять равноценных вариантов заданий, каждое из которых соответствовало программе средней общеобразовательной школы по математике и программе по математике для поступающих в вузы, — не делает секретов из технологии тестирования Николай Феськов. — Каждый вариант состоял из теста А и теста В. В тесте А были представлены задания закрытого типа с выбором одного верного ответа из пяти вариантов. Тест В составляли задания открытого типа с ответом в виде целого числа. Все задачи имеют краткие решения, иногда несколькими способами, задач-”ловушек”, слухи о которых тоже ходили среди абитуриентов, в тестах нет. Тем, кто до сих пор в этом сомневается, предлагаю изучать вышедшие в издательстве “Аверсэв” сборники тестов Тестирование по математике опровергло еще одно расхожее заблуждение — что правильные ответы, которые обеспечат конкурентоспособный результат в сертификате, можно угадать. Из таблицы видно, что у огромного числа не слишком прилежных абитуриентов с интуитивными способностями тоже туго. Наибольшее количество участников показали удовлетворительный и средний уровень овладения контролируемыми элементами содержания школьного курса математики. Более высокий уровень удалось продемонстрировать только 8% участников. В основном это выпускники лицеев и гимназий, лицейских и профильных классов общеобразовательных школ. То есть те, кому нет нужды угадывать.
Специалисты РИКЗ обращают внимание причастных к подготовке абитуриентов педагогов, что:
u на стадии перехода от арифметических способов решения к алгебраическим теряются, а не развиваются и расширяются уже имеющиеся знания и навыки;
u у многих тестируемых отсутствуют или недостаточно сформированы навыки предварительного анализа, целью которого является адекватное понимание текста;
u на недостаточном уровне сформированы у тестируемых умения работать с математическими моделями, преобразовывать их. При этом важным представляется не только правильно строить графические изображения, но и совершать мысленные преобразования образно-знаковых моделей.
Как это будет по-русски?
Русский язык. Самыми трудными разделами для абитуриентов оказались “Общие сведения о языке”, “Грамматика”, “Пунктуация” и “Культура речи и стилистика”. Особенно низки результаты выполнения заданий, посредством которых проверялись знания морфологических и синтаксических норм.
— Каждый из десяти вариантов теста по русскому языку состоял из 40 заданий, которые строго соответствовали требованиям программы средней общеобразовательной школы и охватывали все разделы школьной программы, — утверждает Николай Феськов. Обязательное централизованное тестирование по русскому языку нынешним летом прошли 96 032 человека. Четверо из них впоследствии получили сертификаты с заветными 100 баллами, 13 умудрились дать неверные ответы на все вопросы и получили минимальный 1 балл. Средний балл по республике — 34,7. Он ниже, чем средний балл выпускников нынешнего года (38,41), потому что на общую успеваемость повлияли более скромные результаты поступающих на заочные и вечерние отделения “старичков” (см. табл. 2).
Проникшись сочувствием к непутевым абитуриентам, специалисты РИКЗ подробно описали пять шагов, которые приведут выпускника к успеху.
Шаг 1: надо настроиться, а для этого осознать преимущества данного экзамена. Ведь он в отличие от устного всех конкурентов ставит в равные условия и исключает прямой контакт испытуемого с проверяющим.
Шаг 2: грамотно организовать подготовку. Составить план, подобрать необходимые учебники, завести конспект и словарик трудных слов.
Шаг 3: определить уровень подготовки при помощи тестов. Анализируя результаты, ликвидировать выявленные пробелы.
Шаг 4: учиться на чужих ошибках. Для этого можно использовать компьютерные тренажеры и сборники тестов 2004, 2005, 2006 годов, выпущенные Республиканским институтом контроля знаний.
Шаг 5: рационально распределить силы и время на экзамене.
Ну что, шагаем?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter