Поступай так!

На вопросы абитуриентов-2007 отвечает директор Республиканского института контроля знаний Николай ФЕСЬКОВ

— Чем централизованное тестирование-2007 будет отличаться от тестирования в 2006 году? — воспользовавшись паузой, спросила “НГ” у компетентного гостя.
— Мы работаем в правовом поле, которое определено долгосрочными правилами приема в вузы, утвержденными указом Президента. Поэтому в организационном плане ничего не меняется: количество предметов, вынесенных для испытаний, время проведения тестирования, количество заданий и график экзаменов остаются прежними.
— Спецификация 2007 года уже утверждена. Кому достались более легкие задачи — абитуриентам-2007 или их предшественникам?
— Понятия “сложнее”, “легче” весьма относительные: для меня написать материал в газету, возможно, сложнее, чем для вас. Для 1700 абитуриентов прошлого года, участвовавших в тестировании по математике и не выполнивших ни одного из 25 заданий, тесты, вероятно, тоже были сложными. Для многих абитуриентов, успешно справившихся с заданиями, они были легкими. Могу только твердо пообещать, что все задания всех вариантов по всем предметам будут соответствовать учебным программам и программам для поступающих в вузы.
%— Николай Степанович, здравствуйте, это Татьяна Павловна. Я читала, что РИКЗ собирается выпустить сборники с анализом ошибок абитуриентов прошлого года. В каком издательстве они вышли и появились ли уже в продаже?
— Право на издание аналитических материалов выиграло издательство “Аверсэв”, книги увидят свет примерно через неделю. На наш взгляд, это действительно оригинальное издание, в котором дается анализ характерных ошибок абитуриентов. Хотя, к сожалению, абитуриенты не учатся на своих ошибках. Мы заметили, что в последние три года количество ошибок не уменьшается, а по отдельным разделам даже возрастает.
— Скажите, кто-нибудь контролирует качество изложения материала в учебниках, по которым учатся наши дети? Вот, например, в учебнике “Человек. Общество. Государство” утверждается, что уголовная ответственность наступает с 18 лет. А Уголовный кодекс говорит совершенно другое: с 16 лет, а в отдельных случаях — с 14 лет. Как отвечать на тестировании?
— Татьяна Павловна, я понимаю вашу обеспокоенность. За качество учебников отвечают издательства и авторы. Правильный ответ на централизованном тестировании тот, который соответствует истине, а не тот, который приведен в учебном пособии. Мы не тиражируем ошибки других авторов.
— То же самое с русским языком: я столкнулась с тестами, выпущенными Министерством образования, отдельные слова в которых написаны иначе, чем они даются в словаре. А что, если в компьютер, который проверяет результаты испытаний, будет заложен неправильный ответ, как в учебнике?
— Вы правы: хотя тесты проверяет машина, ответы закладывает человек. Но я вам гарантирую, что мы делаем это качественно. До сих пор никто из наших оппонентов ни разу не смог доказать нам, что у нас неправильные ответы. Хотя они не всегда, к сожалению, совпадали с данными отдельных пособий и даже некоторых словарей.
%— Меня зовут Оля, я ученица. Скажите, вправе ли учителя заставлять нас проходить репетиционное тестирование, да еще и требовать предъявить им результат?
— Конечно, нет, репетиционное тестирование проводится только по доброй воле, никакого принуждения быть не может, тем более что это платная услуга. И никто не имеет права требовать показать ему результат.
— А учителя обязаны проводить консультацию по итогам “репетиции”?
— В стоимость репетиционного тестирования не входит анализ выполнения заданий. Хотя, по нашим сведениям, отдельные школы это делают. В Октябрьском районе Минска, например, репетиционное тестирование проводят организованно, на базе двух учебных заведений, процессом руководят хорошо подготовленные педагоги, поэтому довольны и родители, и дети. В Гродно наш региональный центр на базе Гродненского государственного университета проводит консультации по результатам репетиционного тестирования за небольшую дополнительную плату.
%— Добрый день, Сергей Николаевич беспокоит, у меня брат в этом году будет поступать, он школу заканчивает. Останется ли в этом году единственный резервный день?
— Да, резервный день сохранится. Министерством образования предусматривается проведение испытаний в резервный день немного раньше, чем в прошлом году. Это надо для того, чтобы абитуриенты, которые не смогли пройти централизованное тестирование по одному из предметов, успели не только его сдать, но и подать документы в вузы первого потока, то есть творческих и силовых министерств.
%— Меня зовут Елена. Недавно Министерство образования пообещало, что узнать свой результат централизованного тестирования можно будет по мобильному телефону. Если это правда, то как будет выглядеть процедура получения “мобильного” результата?
— Данный вопрос мы как раз обсуждаем с операторами сотовой связи. Действительно, думаем, что в этом году расширим возможности абитуриентов в области ознакомления с результатами тестирования.
Сведения о набранных баллах будут размещаться на сайтах тех пунктов тестирования, где абитуриенты проходят регистрацию, а также на сайте РИКЗ, который бесплатно выдает результат, если ввести запрос по серии и номеру паспорта. Кроме того, в тех пунктах тестирования, где вы будете сдавать экзамен, организаторы вывесят списки с результатами, узнать которые можно будет также по серии и номеру паспорта. Наконец, мы действительно предусматриваем возможность узнать результат через операторов сотовой связи. Процедура будет выглядеть примерно так: вы делаете некую заявку, введя сочетание цифр. Как только оператор сотовой связи получит от нас базу данных, он отправит вам сообщение.
Когда мы юридически оформим договоренности с операторами, подробно расскажем, как пользоваться этой услугой, на своем сайте и в СМИ.
%— Меня зовут Сергей Петрович, я из Воложина. Дочь собирается поступать в вуз. Как лучше подготовиться к тестированию — на курсах или при помощи репетитора, и надо ли уже начинать подготовку?
— Ваша дочь в одиннадцатом классе?
— Да.
— Извините за иронию, но с началом подготовки вы опоздали на 11 лет. Если серьезно, то наша статистика показывает, что лучше всего тестирование сдают выпускники тех учебных заведений, где эти предметы изучаются на повышенном или углубленном уровне, — выпускники лицеев, гимназий, профильных классов. Репетитор, как показывает статистика, хорош при наличии у абитуриента школьной базы. Если таковой нет, он не сможет сделать так, чтобы ваша дочь получила результат намного выше, чем она получает в классе. Хороший репетитор поможет привести в систему полученные знания, но, как правило, он не заменяет 11 проведенных в школе лет.
— Может, при РИКЗ имеются подготовительные курсы?
— Нет.
— Я не понимаю, почему у выпускных школьных и вступительных экзаменов в вузы такая разная форма. Может, надо привести их в соответствие?
— Нет, это даже хорошо, что в школе выпускные экзамены проходят в письменной или устной форме, а на входе в вуз — централизованное тестирование. В школе идет проверка общеобразовательного уровня, творческих возможностей выпускника. Основная цель учебы в общеобразовательной школе ведь не сдача централизованного тестирования, а получение общеобразовательной подготовки. Но если человек хорошо сдает устный экзамен, пишет сочинение или изложение, то, как правило, он получает высокие результаты и на централизованном тестировании.
— Скажите, если у человека плохое зрение, он должен сдавать тестирование вместе со всеми?
— В соответствии с пунктом 17 правил приема “абитуриенты с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности сдают вступительные испытания в вузе”.
Смотрите внимательно правила приема.
— Если абитуриент плохо видит и по этой причине медленно читает, ему можно будет заполнять тест дольше, чем здоровым сверстникам?
— Если он не может воспользоваться нормами указанного выше документа, то участвует в централизованном тестировании на общих основаниях.
%— Добрый день, это Валентина Ивановна. Когда будет известно расписание централизованного тестирования, и увеличится ли количество времени на трудные предметы, такие, как физика, химия? В прошлом году многие абитуриенты жаловались, что им просто не хватило времени для ответов на все вопросы.
— Время проведения испытаний определено правилами приема, которые утверждены указом Президента. Централизованное тестирование, как и в прошлом году, начинается 12 июня, планируется, что оно завершится резервным днем 1 июля.
Продолжительность испытаний по всем предметам останется прежней. Хочу обратить ваше внимание, что проблема времени не так остра, как кажется некоторым родителям: все участники испытаний находятся в одинаковых условиях. Наша задача не просто дать им возможность выполнить все задания и получить за это оценку, а ранжировать всех участников процесса в зависимости от того, кто из них обладает лучшими возможностями для обучения в вузе. Чтобы поступить, не обязательно выполнить все задания и набрать максимально возможные сто баллов.
— Средний балл городских и сельских детей действительно уравнялся, как об этом сообщила пресса?
— За последние три года эти показатели сблизились. Если в 2005 году разрыв между средним баллом городских и сельских абитуриентов по русскому языку составил 4,41, то в 2006-м — 1,43. Это может говорить о некотором росте уровня обученности сельских абитуриентов. Наверное, одна из причин — изменение у учащихся мотивации к обучению. Могу высказать, возможно, спорное предположение: сельский учитель в большей мере, чем городской, сохранил традиции советской школы. Он переживает вместе с выпускником за результаты его учебы.
%— Алло, здравствуйте! Скажите, когда появится общая база данных тестовых заданий?
— Я к этому предложению отношусь очень осторожно, потому что, как показывает опыт других стран, вслед за ней неминуемо появится большое количество разнообразных “решебников”, и процесс подготовки к тестированию рискует превратиться в натаскивание.
Есть множество сборников задач по каждому из предметов. Специалисты утверждают, что в школьном курсе математики всего 4,5—5 тысяч задач, все они есть или в школьных учебниках, или в сборниках задач. Если ученик в школе решает их все, какая еще база данных ему нужна?
— Стобалльники в Беларуси и дальше будут на вес золота?
— Могу сослаться на нашего министра: “Плохие те тесты, которые позволяют получить 100-балльные результаты”. В странах, в которых используются схожие методики, абсолютных результатов также не бывает. Они нужны лишь как средство адаптации к тестовым методикам, свидетельство того, что нерешаемых задач не бывает. Но если их число увеличится, значит, тесты плохие, их дифференцирующая способность низка, а потому ранжировать абитуриентов на отдельные престижные специальности будет сложно.
Думаем, что в этом году стобалльники еще будут. Их наличие будет зависеть и от того, насколько все мы сформируем свое понимание сути централизованного тестирования.
%— Алло, Николай Степанович? Пресса писала об абитуриенте, который умудрился успешно сдать тестирование и поступить в медицинский университет с двойками по профильным предметам в школьном аттестате. Вы говорили, что не сомневаетесь в объективности компьютера и обещали, что будете следить за успеваемостью этого юноши...
— Он сейчас сдает первую сессию, причем хорошо, на 6, 7, 8 по тем предметам, которые в аттестате были отмечены двойками. К сожалению, учитель иногда использует отметки как наказание, а не как средство оценки знаний ученика. Мальчик, наверное, неординарный, из тех, кто может высказать свое мнение, даже зная, что это не понравится учителю.
— Следите ли вы еще за чьей-либо судьбой?
— В истории белорусского тестирования были всего два абитуриента, которые получили сто баллов сразу по двум предметам. В прошлом году абитуриентка из Могилева получила высшую отметку по русскому и английскому языкам, сейчас она студентка Минского государственного лингвистического университета. Два года назад юноша из Солигорска показал два абсолютных результата, по физике и математике. Самое интересное, что обладатель двух стобалльных сертификатов отказался от своего первоначального намерения поступать в БГУ из опасения, что не поступит, и подал документы в другой вуз.
Ректоры, с которыми я беседовал на эту тему, говорят, что первокурсники оправдывают полученные на тестировании отметки.
— Меня зовут Леонид Ленкевич. У меня предложение — вывешивать тестовые задания вместе с правильными ответами в Интернете сразу после проведения тестирования. Мне кажется, и абитуриентам было бы проще, и ажиотажа меньше, и количество апелляций уменьшилось бы...
— Леонид, существующий порядок продиктован соображениями информационной защиты. Процесс обработки заполненных бланков идет примерно в течение двух недель. Все это время даже мы сами не открываем задания. Мы вскрываем мешки с заполненными бланками, сканируем их, затем начинается процесс обработки тестов и выставления баллов. Далее корректоры позволяют машине правильно прочитать заполненные вручную графы с фамилией, именем, отчеством и паспортными данными испытуемого, чтобы потом правильно выписать сертификат. Внести какие-либо исправления при нашей технологии невозможно, но мы не пренебрегаем дополнительными мерами защиты от вмешательства извне. Поэтому ответственный методист предоставляет ключи к заданиям только после того как все бланки пройдут обработку. До тех пор сотрудники института не имеют прямого доступа к заданиям и ответам.
Участнику тестирования важен результат, повлиять на который после того как бланки сданы, он уже не может. Горячее желание узнать езультат побыстрее обусловлено исключительно психологическими причинами.
— А что делать выпускникам, которые серьезно заболеют и пропустят не один, а два-три экзамена?
— К сожалению, ничего, иной возможности у них не будет. Вы, наверное, учились в то время, когда каждый вуз принимал экзамены самостоятельно. Если вы по каким-то причинам не могли на них прийти, то теряли возможность поступить. Правда, в те годы у абитуриента сохранялся шанс поступить на заочное или вечернее отделение, вступительные испытания на которые начинались несколькими неделями позже. Сегодня на дневное, заочное и вечернее отделения абитуриенты сдают одни и те же испытания в одно и то же время.
— Значит, выход один — не болеть?
— Да, постараться не болеть, вы правильно заметили.
— Алло, это Наталья из Минска. Я закончила школу в прошлом году, собиралась поступать, но изменила свои планы, потому что вышла замуж. Смогу ли я предъявить полученный в 2006 году сертификат во время абитуриентской кампании 2007 года?
— Нет, вы не имеете права использовать сертификаты прошлого года, потому что они действительны по 31 декабря 2006 года.
— Я не согласна с таким порядком. Никто же не ставит под сомнение отметки в школьном аттестате, даже если после окончания школы проходит несколько лет. Почему же я каждый год должна подтверждать отметку в сертификате?
— Представьте, что вы сдавали экзамены в один вуз, но не поступили в него. Разве через год вы сможете прийти с этим результатом в другой и попросить зачесть эту отметку? Или, представьте, произошли какие-то изменения в учебной программе — например, введен новый орфографический режим, который мы, разумеется, будем учитывать при составлении заданий. Если вы проходили испытания, когда этих изменений еще не было, то ваш сертификат будет неадекватен сертификатам нынешнего года. Давайте будем относиться к сертификату не как к документу об образовании, а как к результату вступительных испытаний за определенный период. Тем более что, если вы получили хороший результат в прошлом году, то и в нынешнем — конечно, при надлежащем повторении, ведь время работает против вас — получите достаточно высокую отметку. Важно только, чтобы у вас было желание учиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter