Постучались не в те двери

У нас на 10 тысяч человек — 470 студентов. Это — один из самых высоких показателей в Европе. Вроде есть чем гордиться. Но на деле оказывается — умных много, а специалистов не хватает. Точнее, несколько лет подряд наблюдается явный перекос. Юристов и экономистов — в избытке. Зооинженеры, агрономы — в дефиците. На Могилевщине — еще и социальные педагоги, математики, медики. Может, вузам пора подкорректировать набор на некоторые специальности? На одни — сократить число поступающих. Предоставить льготы тем, кто хочет учиться, а главное — работать в сельском хозяйстве. Нелишне, наверное, подумать и о новых направлениях...

У нас на 10 тысяч человек — 470 студентов. Это — один из самых высоких показателей в Европе. Вроде есть чем гордиться. Но на деле оказывается — умных много, а специалистов не хватает. Точнее, несколько лет подряд наблюдается явный перекос. Юристов и экономистов — в избытке. Зооинженеры, агрономы — в дефиците. На Могилевщине — еще и социальные педагоги, математики, медики. Может, вузам пора подкорректировать набор на некоторые специальности? На одни — сократить число поступающих. Предоставить льготы тем, кто хочет учиться, а главное — работать в сельском хозяйстве. Нелишне, наверное, подумать и о новых направлениях...


Дефицит с избытком


В стране — 55 высших учебных заведений, более 440 тысяч студентов. Специальностей на выбор предложено немало — 438. На некоторые даже конкурса нет — берут, считай, всех желающих. Тем не менее около 40 процентов абитуриентов выбирают экономический профиль. Экономистов готовят 33 вуза. Зачем столько, если впоследствии у этих выпускников проблемы с трудоустройством? Опять же у экономиста широкого профиля возникают трудности, если он устраивается в агропромышленную отрасль или пищевую промышленность. Вот и ректор Белорусской сельхозакадемии профессор Александр Курдеко признает:


— Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь — пирожник. Достаточно, чтобы экономистов для села готовили два специализированных вуза. А их набирают и неаграрные университеты, например Гомельский потребкооперации, Полесский... В нашем вузе такая специальность есть, с этого года ее усиливаем.


На экономиста–инженера для пищевой и перерабатывающей отрасли до недавнего времени учили лишь в Могилевском университете продовольствия. Пока к нему не присоединился Гродненский аграрный университет. Хочет «закрыть» своими кадрами область. Но некоторые руководители тамошних предприятий по–прежнему предпочитают дипломированных специалистов из Могилева. По словам проректора университета продовольствия по учебной работе Евгении Трилинской, работодатели из разных регионов с руками отрывают технологов молока и молочных продуктов, мясной промышленности, специалистов по эксплуатации машин и аппаратов пищевых производств. Заявок почти вдвое больше, чем выпускников.


Если есть спрос, может, стоит увеличить набор? Но в университете этого не планируют. Правда, подумывают освоить новое направление — готовить специалистов по текстильной обработке материалов.


Теория и практика


Получить диплом — полдела. Главное, чтобы впоследствии выпускники закрепились в профессии. А с этим — проблема. К примеру, в Горецком районе не хватает руководящих работников. Парадокс. Ведь расположенная здесь БГСХА — центр подготовки кадров для села — ежегодно дает более 1.000 молодых специалистов. Если инженеры, экономисты приживаются в хозяйствах, то зоотехники, агрономы словно испаряются. В вузе не скрывают: из бюджетников — в 2011 году их было 93 процента — через пять лет после отработки на селе остаются около половины. Недавно в академии провели соцопрос среди студентов–старшекурсников. Лишь 10 процентов заверили, что планируют закрепиться на первом рабочем месте. 50 процентов признались: «Зависит от того, устроят ли зарплата, жилье, руководитель». Настораживает, что лишь 40 процентов завтрашних дипломированных специалистов не изменили бы своего решения, доведись им снова выбирать вуз и специальность.


То, что в аграрный, педагогический вузы нередко поступают ради «корочки» о высшем образовании, не секрет. Можно ли изначально отсеять неперспективных? Ректор БГСХА не сомневается — можно и нужно:


— Сельскохозяйственный вуз одно время полюбили «дети асфальта» — горожане. И учатся хорошо, а приедут на практику в хозяйство, плачут: «Я ж тут работать не смогу!» Наша задача — учить тех, кому это действительно нужно. Если у школьника — и родители, и деды на земле работали, сам он тяжкого труда не чурается, его и надо агитировать поступать. И мы идем этим путем, сотрудничаем со школами, исполкомами, берем на карандаш подобные семьи, звоним родителям, общаемся с детьми. Вплотную работаем и с хозяйствами. Есть у них толковый специалист без высшего образования — приглашаем к нам на заочное отделение. Хорошо бы и сами руководители сельхозпредприятий растили для себя кадры. Уверен: при желании любое хозяйство сможет заплатить за учебу студента около 10 миллионов в год. Чтобы закрыть потребность в дефицитных кадрах, надо изменить и отношение к этим специальностям абитуриентов. Несколько лет назад мы внесли в Министерство образования предложение вдвое увеличить стипендию поступающим на дефицитные специальности — к примеру, зоотехнию. А чтобы не возникло искушения учиться ради денег, на год увеличить срок отработки по распределению. Тогда инициатива не нашла поддержки. Но на недавней коллегии в министерстве к этой теме возвращались. Вполне возможно, она воплотится в жизнь.


Разность потенциалов


Ежегодно выпускников школ в стране становится меньше: в 2010 году было больше 90 тысяч, в прошлом — уже 78 тысяч. В 2015–м, по прогнозам, остается около 45 тысяч. А вузов, готовящих педагогов, в стране 13. Казалось бы, наставников должно быть в избытке. А их не хватает. Могилевщине — социальных педагогов, учителей иностранных языков, математиков, химиков, биологов, физиков. Престижно высшее образование, но не профессия.


Секретарь приемной комиссии Могилевского университета имени Кулешова, декан физико–математического факультета Леонид Старовойтов не скрывает:


— В прошлом году недобрали 10 бюджетников. Теперь на невостребованные специальности их прием сократили на 5 — 15 мест. В этом году вовсе не будем принимать абитуриентов на «Белорусский и русский языки», «Начальное образование и изобразительное искусство», «Дошкольное обучение и социальную работу».


По рекомендации Министерства образования сократят и «физкультурников». А они между тем в области на вес золота. В прошлом году МГУ им.Кулешова распределило с факультета физвоспитания не только всех бюджетников, но и почти половину «платников».


Правильный выбор


Могилевчанка Дарья Разумнова в 2011–м после школы поступила в Белорусско–Российский университет. «По настоянию мамы». Родительница готова была оплачивать учебу дочери, лишь бы та стала экономистом. Но Дарья ни экономистом, ни главбухом себя не видела. В итоге забрала документы и отправилась на курсы в лицей № 7 — с детства мечтала быть парикмахером. Начальник отдела профориентации управления по труду, занятости и соцзащите Могилевского горисполкома Татьяна Сафонова ее позицию одобряет:


— Правильно сделала, проблем с работой не будет. А юристам, экономистам трудоустроиться непросто. Их давно переизбыток. Некоторые вообще высшее образование получают ради «корочки». А потом, не найдя места или взаимопонимания с работодателем, идут к нам, чтобы освоить рабочую специальность. Повара, парикмахеры, швеи, токари, плотники, каменщики нынче в цене. Оклад — до 2 миллионов рублей и выше.


Приоритеты на рынке труда меняются, и специальности, которые еще вчера считались престижными, сегодня оказываются ненужными. Это надо учитывать вузам, абитуриентам и их родителям.


Фото автора и Николая ТИТОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Пётр,пенсионер
Давно пора пересмотреть и количество ВУзов и перечень специальностей в них,говорим и пишем уже который год,а воз и ныне там.Штампуем дипломы,а не квалифицированные кадры,а потом удивляемся ,почему мы очень часто выпускаем не качественную продукцию или почему так медленно у нас внедряются инновационные технологии,или почему сельское хозяйство ежегодно закупает все больше и больше всевозможной техники,а она тем не менее продолжает сокращаться и т.п. - все это результат не продуманной системой подготовки кадров.И здесь только одним перераспределением специальностей в учебных заведениях не решишь,раньше думали наштампуем кадров с высшим образованием (не важно каких),повысим образовательный уровень населения страны вот и решение проблем.Да не тут то было.Получить высшее образование это не значит быть образованным,а следовательно и востребованным на рынке труда.Мы не такая большая и богатая страна,что бы к этому вопросу относиться по дилетантски.Когда то профессии инженер,учитель были очень престижные и уважаемые в том числе и высокооплачиваемые,если у тебя не было инженерного образования,то не будешь ты руководителем любого ранга,не будешь директором предприятия,а сейчас,оказалось,главное уметь считать деньги и тебе открыты все дороги.Я,конечно, немного утрирую,но по большому счету так,вот и ринулись все в экономисты всех направлений,в мененджеров всех уровней - руководить не значит руками водить - гласит народная мудрость.Срочно,очень срочно надо эту проблему решать.
alex
С выводами согласен полностью. Что касается права выбора и госудапрственных интересов, то на первое место в данном случае должны стоять ТОЛЬКО государственные нужды, что ни как при существующих свободах не отразиться на личных правах человека...(Нет в Беларуси... езжай...)Это Путин там может позволить себе.... Мы нет! И давно пора. Тему обсуждали уже несколько раз. А уровень конкуренции на трудовом рынке нужно уметь регулировать во благо всем..... Вот если задуматься, правильно построенное государство-это совершеннейший механизм жизнеобеспечения гражданина.... Не думаем ! Лепим кто в лес, кто по дрова.....без ученых.... само собой... на голом валюнтаризме .... Так делать нельзя....это очень убыточно и долги потом отдавать будет некому.
Александр
Материал нужно готовить опираясь на картину всесторонне. Почему не хватает специалистов сельского хозяйства? Да потому, что всё дело не в специалистах, а в материальной бузе сельского хозяйства, которая ох как далека от совершенства... Представьте молодого специалиста, который приехал работать в сельхозпредприятие. Скажем, ветеринарным врачом. Нагрузка на его - 600 голов крупнорогатого скота. А это и прививки и осмотры. Но он же в разряде главных специалистов (после ветакадемии). Ему кроме скота нужно заниматься и обкосом ферм, и животными частных подворий, и следить за молодняком, и заниматься сдачей на мясокомбинат, и работой с медпрепаратами, и, кроме того, быть "ответственным дежурным" в выходные. Иными словами, жить как на фронте, не видя ни свободного времени, ни семьи... Об оплате даже речь и не идёт. А по телевизору показывают празники города, спортивные и другие, показывают отдых горожан. А тут до постели бы доползти. И кто ж согласиттся на жизнь такую? Только фанаты... А их в наше время становится всё меньше... Да и диплом о высшем образовании даёт только одно право - работать за двоих. Не знаю, о чём думают выпускники, их родители, отдавая последнее, чтобы получить заветные "корочки". Рекомендую на дело образования,его последующего применения взглянуть без стереотипов... Мы хоть и образованная нация, но по степени применения своих навыков на практике едва перешагиваем 10-ти процентный порог...
Андрей Бекиш
НЕ считаю, что у нас много умных. Половина студентов ВУЗов (может треть - тут можно спорить) - неспособны к обучению или не хотят обучаться , им в ВУЗе вообще нечего деалать, ну разве что полы мыть да стены красить в качестве рабочих.<br /> <br />
Только у нас страна такая бедная, что любой дурак, который способен заплатить 1000 долларов в год за образование, будет получать высшее образование.<br /> <br />
Вчера я был членом комиссии по приему госэкзамена. Одна студентка не знает формулы этилена, вторая - марганцовки.<br /> <br />
НО ОБЕ ПОЛУЧАТ ДИПЛОМ. <br /> <br />
И еще двумя умными станет больше.
alex
..... с нагрузкой плохо... а без нагрузки вообще.... скажу я вам! Что касается зарплат и нагрузок для ветврачей в СБ эта тема уже была.Почему до сих пор Минсельхоз за воротником.... не знаю.Но пытаюсь также как и вы понять их логику, которая скорее всего сводится все к той же проблеме-пока батька не свиснет, Янка не перекрестится! Так видимо нужно сделать прежде всего так, чтобы без свиста крестился..Удачи вам! Я тоже правду сказать сельчанин в душе. Дед крестьянином был в Кисилевичах... давно это было!
АЮВ
Уже лет десять кроме болтовни на тему: больше технарей меньше юристов-экономистов ничего не слышно. И это правильно. Чего там хочет государство - это его, государства, проблемы. Потому и пусть принимает на бюджет с 5 баллами тестирования. А я своим рублем проголосую так мне хочется. И, заметьте, государство о тудоустройстве не прошу. А тех, кого подготовило государство, при таком отношении, всё равно через 3 года будут в свободном поиске. Так держать! Нам один черт куда закапывать не свои деньги: в колхозы ли или в профессиональное образование.
александр
Чем больше учёных тем меньше умных, количество отрицательно влияет на качество.
Николай
Это как же? Не государство для народа, а народ для государства? Давайте все тогда загоним людей на предприятия или на село. Каждый школьник-выпускник получит, условно говоря, направление в соответствующее учебное заведение и затем на работу. Шаг влево - шаг вправо, как говорится.  
Николай
Выход только один: отменить обязательное распределение, повысив при этом для всех молодых специалистов заработную плату в 4-5 раз. Это если широким мазками говорить. Давайте вспомним также, что в советское время престижность работы учителя, медика, сельскохозяйственного специалиста определялся не только соответствующей идеологической поддержкой, но и сравнительно высоким, по крайней мере не худшем, чем у рабочего или строителя, уровнем заработной платы. Также нужно и сейчас: чтобы преподаватель вуза не получил одинаковую зарплату с охранником склада или уборщиком туалетов.
alex
Правильно Александр ! И с вашим умом могу вас заверить аспирантура вам не грозит! НО... молодец!
В.Зарецкий
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ.<br /> <br />
Если в ВУЗ можно поступить со способностями и знаниями, ниже средних, то зачем напрягаться и школе и ученикам? Я учился в школе 60 лет назад. В прошлом году из любопытства я задал гимназистке 10 класса (гимназия на хорошем счету) такую задачку: в окружность R=4см вписаны 2 сектора. Центральный угол первого сектора равен 40 град., а площадь сегмента второго сектора равна площади первого сектора. Вычислить атрибуты второго сектора: центральный угол, длину хорды и площади сектора и сегмента. Никто в классе задачку не решил(но многие оказались в вузах), потому что для этого нужна хотя бы элементарная способность к аналитическому мышлению, а нынешняя школа этим не занимается: у станка и на ферме аналитики не нужны, так полагают и страшно ошибаются. Каких же гениев породит нынешнее поколение в будущем? Или мы собираемся, как американцы, покупать мозги за деньги? Так у нас никогда не будет таких денег.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?