России и Беларуси необходимо единое образовательное пространство

Построить самый мощный мост

Образование лежит в основе основ сохранения общей исторической памяти и дальнейшего развития Союзного государства. В этом убеждены участники экспертной сессии высокого уровня, которая состоялась в онлайн-формате в рамках VII Форума регионов Беларуси и России. В заседании приняли участие специалисты в области образования, ректоры ведущих вузов, дипломаты и общественные деятели, представители органов власти.

Открывая заседание, директор Института Европы РАН Алексей Громыко отметил, что проведение экспертной сессии в рамках Форума регионов уже стало традиционным.

— Основная задача сегодня — совершенствование системы управления и развитие взаимодействия политиков с экспертным сообществом, — подчеркнул он. — Сессия направлена на взаимодействие в сфере аналитики, которое пойдет на благо интеграции в условиях осложнения международной обстановки.

В свою очередь Михаил Брюханов, замруководителя «Россотрудничества», предложил Постоянному Комитету Союзного государства подумать над продолжением работы экспертной сессии в формате постоянной рабочей группы.

Как отметил сопредседатель Ассоциации внешнеполитических исследований им. А. А. Громыко Сергей Рахманов, сегодня в числе вопросов, которые должны быть предметом обсуждения, — адекватное управление и финансирование научно-образовательной сферы, переподготовка кадров, цифровизация в образовании и экономике, причем не только в коммуникативных технологиях, но и в сфере производства.

Эксперты в один голос говорили, что успех интеграции России и Беларуси во многом зависит от единства общеобразовательного пространства.

— Одной из главных задач должно стать формирование единого образовательного пространства, — заявил Виктор Смирнов, зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. — Также важно пересмотреть дидактические комплексы, разработанные еще в советскую эпоху. Необходимо прийти и к единой процедуре оценки качества знаний выпускников.

По словам сенатора, ЦТ в Беларуси и ЕГЭ в России имеют одну и ту же цель, поэтому эти процедуры должны быть синхронизированы.

Эдуард Крусткалн, советник посольства России в Беларуси, руководитель представительства «Россотрудничества» в Беларуси, подчеркнул, что на уровне систем образования происходит расхождение в трактовке исторических событий.

— По важным событиям и датам должен идти процесс сближения взглядов, иначе мы можем получить людей с искаженной исторической памятью, которым будет трудно понимать друг друга, — отметил он.

Денис Фомин-Нилов, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, подчеркнул, что в России в 90-е годы активно экспериментировали с исторической памятью, и молодежь, получившая школьное образование в 90-е, имеет деформацию многих совершенно понятных для старшего поколения сюжетов.

— С 2013 года число белорусских студентов в России сократилось вдвое. Сейчас их 10 700 человек. Больше половины — заочники. При этом число белорусских студентов в Польше выросло в два с половиной раза и составляет около семи тысяч, — рассказал исполнительный директор АВИ им. А. А. Громыко Вячеслав Сутырин. — Необходимо создание программы академической мобильности между Россией и Беларусью, а также совместных магистерских программ.

— Надо развивать практики, уже дающие результат, — призвал Григорий Трубников, первый вице-директор Объединенного института ядерных исследований. В качестве эффективного инструмента он назвал программы Союзного государства, а также практику академических обменов.

— Через науку и образование мы строим самый мощный мост между нашими народами, — сказал ученый.


Юлия Васильева

julia@rg.ru

Екатерина Пряхина


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter