Постоянство в добре

Духовность бывает разной. Светские товарищи склонны сводить духовность в конечном итоге к информации. Она нематериальна, практически бессмертна, но даже в светском исполнении может быть опасной, злой, античеловеческой. Если же о духовности говорит христианин, то это всегда разговор о Боге. А Бог — это не информация, а Личность. Эта Личность открылась нам в Евангелии, и самое главное, что мы узнали, — это то, что Бог есть Любовь, Бог — Человеколюбец. Если мы переведем возвышенный, но богословски перегруженный термин “любовь” на понятный нам язык, то получим слово “доброта”. Если цель духовной жизни в христианстве — стать подобным Богу, во всем подражать Ему, то главное, в чем мы должны преуспеть, подражая Богу, — это доброта.

В христианском контексте духовные упражнения — это любая активность человека, способствующая воспитанию постоянства в добре. Добродетель — это поставленный навык. Добродетель требует постоянства. Апостол Павел пишет, что Бог воздаст тем, “которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия” (Рим. 2:7). Что значит “любая активность человека”? Это значит, например, что у спортсмена и музыканта шансов освоить христианскую аскезу гораздо больше, чем у человека, которого не приучили к дисциплине и регулярному труду. Духовная жизнь — сложная система постоянных упражнений, это непрестанная борьба не просто с бесплотными духами (об этих высотах скромно умолчу), но с инерцией естества, нашей элементарной природной ленью и сопротивлением труду.

Цель христианских духовных упражнений — воспитание “сердца, милующего о всякой твари”, как это определял святой Исаак Сирин. Пост, молитва, богослужение, чтение Писания — все это не ради почти “спортивных” успехов в аскезе, а ради воспитания милосердия, доброты и отзывчивости. Но если вам не был привит в детстве навык к труду и постоянству, вам придется осваивать эти простые, но важные навыки, одновременно учась молитве, искусству чтения, поста и исповеди, потому что сложные духовные навыки невозможно выстроить без надежного фундамента.

Любой навык требует непрерывного подтверждения. Христианин свою доброту тоже должен подтверждать с рутинной регулярностью. Доброта — это не эмоциональный импульс, сентиментальная взволнованность, а сознательно поставленный навык. Доброта требует профессионализма. За доброту надо бороться каждый день. Хороший водитель, многолетней практикой приучивший себя к бессознательной, но верной реакции, контролирует ситуацию на дороге, может предсказать ее, быстро и верно отреагировать на вероятные опасности. Поставленный навык к доброте тоже должен перейти в способность быстро и безошибочно отвечать на вызовы нашей жизни.

Обычно у нас по всякому поводу и без повода бегут к батюшке, а задача — научиться быстро и верно, может быть, даже интуитивно реагировать на жизненные ситуации. Однако этот навык вырабатывается большой многолетней практикой в доброте и милосердии. Апостол Павел говорит о людях, опытных в добре, как о совершенных: “у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:14). Опытный в добродетели человек безошибочно чувствует, как поступить, что предпринять, и это не просто дар свыше, но и итог многолетнего труда.

Архимандрит Савва Мажуко

Версия для печати
Пользователь
Крупинки золота в скальной породе бывают настолько малы, что их порой не замечаешь. "Камень, который отвергли строители, стал во главу угла". Что бы что то получилось, надо задействовать все ресурсы, что бы тот, кому положено смог прочесть маленькую заметку с 13 страницы "Народной газеты" с названием "ЧТОБЫ НЕ ТОЛСТЕЛА КРАСНАЯ КНИГА".
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?