Постоянство в добре

Духовность бывает разной. Светские товарищи склонны сводить духовность в конечном итоге к информации. Она нематериальна, практически бессмертна, но даже в светском исполнении может быть опасной, злой, античеловеческой. Если же о духовности говорит христианин, то это всегда разговор о Боге. А Бог — это не информация, а Личность. Эта Личность открылась нам в Евангелии, и самое главное, что мы узнали, — это то, что Бог есть Любовь, Бог — Человеколюбец. Если мы переведем возвышенный, но богословски перегруженный термин “любовь” на понятный нам язык, то получим слово “доброта”. Если цель духовной жизни в христианстве — стать подобным Богу, во всем подражать Ему, то главное, в чем мы должны преуспеть, подражая Богу, — это доброта.

В христианском контексте духовные упражнения — это любая активность человека, способствующая воспитанию постоянства в добре. Добродетель — это поставленный навык. Добродетель требует постоянства. Апостол Павел пишет, что Бог воздаст тем, “которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия” (Рим. 2:7). Что значит “любая активность человека”? Это значит, например, что у спортсмена и музыканта шансов освоить христианскую аскезу гораздо больше, чем у человека, которого не приучили к дисциплине и регулярному труду. Духовная жизнь — сложная система постоянных упражнений, это непрестанная борьба не просто с бесплотными духами (об этих высотах скромно умолчу), но с инерцией естества, нашей элементарной природной ленью и сопротивлением труду.

Цель христианских духовных упражнений — воспитание “сердца, милующего о всякой твари”, как это определял святой Исаак Сирин. Пост, молитва, богослужение, чтение Писания — все это не ради почти “спортивных” успехов в аскезе, а ради воспитания милосердия, доброты и отзывчивости. Но если вам не был привит в детстве навык к труду и постоянству, вам придется осваивать эти простые, но важные навыки, одновременно учась молитве, искусству чтения, поста и исповеди, потому что сложные духовные навыки невозможно выстроить без надежного фундамента.

Любой навык требует непрерывного подтверждения. Христианин свою доброту тоже должен подтверждать с рутинной регулярностью. Доброта — это не эмоциональный импульс, сентиментальная взволнованность, а сознательно поставленный навык. Доброта требует профессионализма. За доброту надо бороться каждый день. Хороший водитель, многолетней практикой приучивший себя к бессознательной, но верной реакции, контролирует ситуацию на дороге, может предсказать ее, быстро и верно отреагировать на вероятные опасности. Поставленный навык к доброте тоже должен перейти в способность быстро и безошибочно отвечать на вызовы нашей жизни.

Обычно у нас по всякому поводу и без повода бегут к батюшке, а задача — научиться быстро и верно, может быть, даже интуитивно реагировать на жизненные ситуации. Однако этот навык вырабатывается большой многолетней практикой в доброте и милосердии. Апостол Павел говорит о людях, опытных в добре, как о совершенных: “у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:14). Опытный в добродетели человек безошибочно чувствует, как поступить, что предпринять, и это не просто дар свыше, но и итог многолетнего труда.

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter