Постоянный диалог — основа мира и стабильности, считает глава одного из самых многонациональных регионов России

Недавно Беларусь посетила официальная делегация Ставропольского края, которую возглавлял губернатор Александр ЧЕРНОГОРОВ. Он рассказал московскому корреспонденту “СВ” об итогах поездки и о своем видении интеграции.

— Во время недавней поездки в Беларусь подписаны протокол о сотрудничестве, договор о развитии торгово-экономических отношений на предстоящую, можно сказать, пятилетку. Эти официальные документы очень важны. Почти половину тракторного парка Ставрополья составляет белорусская техника. И, наверное, не случайно тракторы “Беларус”, которыми славится республика, составляют более 50 процентов белорусского экспорта в край. Мы покупаем практически весь спектр белорусской сельскохозяйственной техники. Нам сегодня нужно примерно пять тысяч комбайнов. Закрыть этот вопрос во многом поможет белорусский комбайн “Полесье”, который в этом году успешно прошел испытания на наших полях. Кроме того, договорились закупить примерно 3 тысячи автобусов, около 200 троллейбусов и, конечно же, “МАЗы”. Известна Беларусь и своим льном, хорошими лекарственными препаратами, которые нам также нужны. Активно используются лизинговые схемы, с помощью которых за пять лет хозяйствам края передано более 1 миллиона 700 тысяч единиц различной сельхозтехники. В 2006 году из краевого бюджета на проведение лизинговых операций с Беларусью предусмотрено выделить около 180 миллионов российских рублей.
— А что Беларусь покупает в Ставропольском крае?
— Зерно, удобрения, пластмассу, электрические счетчики, искусственные сапфиры для электронной промышленности. Мы по их производству занимаем первое место в России, второе — в мире. Думаю, год-два — и станем мировыми лидерами. На сегодняшний день по объемам внешнеторгового оборота Ставропольского края с зарубежными государствами Беларусь на третьем месте после США и Азербайджана, а по объемам импорта стабильно лидирует. За 8 месяцев 2006 года товарооборот между нами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 13,4 процента и составил 55,3 миллиона долларов. Примерно треть экспорта края составляет овечья шерсть. Кроме того, мы договорились о совместном использовании курортного потенциала кавказских Минеральных Вод.
— Отношение к Союзному государству России и Беларуси сегодня является своего рода тестом на патриотизм. Как думаете, лично вы прошли его?
— Судите по делам. Все, о чем мы говорили выше, думаю, лучшее свидетельство того, что я — сторонник такого Союза и выступаю за то, чтобы он состоялся как можно быстрее. Да и может ли быть иной позиция у губернатора края, который на 80 процентов населяют славянские народы, в том числе и белорусы. В большинстве своем они, да и другие этнические группы, выступают за интеграцию, за единение. Мы тянемся друг к другу генетически, и этому никакие происки противников нашей интеграции помешать не в силах.
— Ставропольский край, можно сказать, передовой славянский плацдарм на рубежах с огнедышащими республиками Северного Кавказа. Тем не менее межэтнических волнений наподобие тех, что случились в Сальске или Кондопоге, у вас не наблюдается.
— У нас ни Сальск, ни Кондопога не повторятся. В крае оперативно работают и взаимодействуют совет безопасности и миграционная служба. При губернаторе действует совет диаспор, куда входят лидеры политических партий и этнических общин. На совете диаспор мы дискутируем, вырабатываем сценарий действий по сложным вопросам, так сказать, “воюем” между собой, разбираемся. Но если возникает где-то кризисная ситуация, то гасим ее сообща, на месте сразу решаем проблемы. Их масса, но с ними нужно работать не каждый день, а каждый час. Скажем, лично меня впечатляют праздники национальной кухни, которые регулярно устраивают общины на День края. В такие дни и армяне, и евреи, и татары, и туркмены, и карачаевцы, и черкесы, и немцы, а в крае проживает более сотни народностей, готовят свои национальные блюда, угощают всех, открыты для искреннего общения, а это, в свою очередь, способствует взаимопониманию.
— В крае есть какая-то этническая община, занимающая позицию лидера?
— Нет, у нас, как и должно быть, ситуацию контролирует власть. Мы понимаем всю тонкость и сложность межэтнических отношений и попросту не допустим доминирования одной какой-либо этнической общины. С этой целью постоянно ведем диалог с лидерами общин. У нас на Северном Кавказе за сотни лет совместного проживания выработаны механизмы решения межнациональных проблем.
Многое закладывается с детства. Мы сохранили в Ставропольском крае пионерскую организацию. На протяжении последних десяти лет принимаем в нее примерно по 5 тысяч ребят в год. Только не усматривайте в этом никакого политического подтекста. В ситуации, когда сегодня и государство, и общество практически перестали работать с детьми, уверен, делаем доброе полезное дело. Пионер — значит первый. Они, например, соревнуются, собирая макулатуру, металлолом, стекло, пластмассу. Тем самым, с одной стороны, зарабатывают деньги, а с другой — вычистили весь край. И дети довольны, и мы спокойны. Пионеры сегодня имеют 30 постов славы, ухаживают за обелисками, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, ведут поисковую работу. И не надо забывать, что в пионерской организации дети разных национальностей, которые учатся национальной терпимости с детства.
Набирает силу и движение “Зарница”, которое стало всероссийским. На его финалы в Ставропольский край съезжаются десятки тысяч ребят, в том числе из Беларуси, Украины. И многие из них, видимо, повторяя слова родителей, между собой всерьез размышляют о том времени, когда наши страны начнут вновь объединяться. А устами детей, как известно, глаголет истина, так что пора объединяться по-настоящему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter