Экология на дороге – пустой звук

Постой, «паровоз»!

Дороги должны быть безопасными. Эту аксиому претворяют в жизнь десятки служб и ведомств, меняя законодательство, внедряя новые подходы к проектированию и организации дорожного движения. По статистике ВОЗ, в нашей стране на дорогах гибнет 13,7 человека на 100 тысяч населения. Это гораздо меньше, чем, скажем, в Казахстане (24,2) или России (18,9), но до Швеции с показателем 2,8 нам еще далеко. В общем, работать есть над чем.

фото earth-chronicles.ru

Понятие «дорожная безопасность» у нас часто сводится к нескольким показателям — количеству ДТП, числу погибших и травмированных. Во всем мире это ключевые цифры. Но есть еще один важный аспект — экологическая безопасность. Чадящих, коптящих машин на наших улицах стало неприлично много. И, кажется, чувствуют они себя вполне вольготно. Иногда въезжаешь в облако черного дыма, оставленное автобусом или грузовиком, и думаешь: а как такая техника в принципе могла оказаться на городских улицах? И почему никто не привлекает нарушителей к ответственности, если неисправность системы выпуска отработавших газов упомянута в перечне условий, при которых запрещается участие транспортного средства в дорожном движении?

В середине 1990-х мой отец ездил на 20-летних «Жигулях». В силу возраста и, видимо, некоторых технических решений машина была капризной. Больше всего папа переживал из-за выхлопа. Уровень СО в «жиге» шалил безбожно. Не помню, в чем была причина, но кардинально решить проблему никак не удавалось. Каждая поездка превращалась в нервотрепку — в те времена могли запросто остановить и проверить, что и в каких количествах вылетает из выхлопной трубы. Теперь, кажется, с этим попроще. За 15 лет водительского стажа содержанием выхлопа из трубы моего автомобиля интересовались только сотрудники СТО во время техосмотров. По идее, выхлоп гражданского транспорта и должен проверяться в рамках ТО, а машины предприятий — перед выходом на линию. Но эта схема, кажется, работает так себе. То, что сегодня половина страны ездит без пройденного техосмотра, стало уже притчей во языцех. 

Главный инженер одного из предприятий как-то признался: техосмотр его транспорт проходит исключительно по предварительной договоренности с руководством СТО. Говорит, иначе никак. Добитые грузовики давно отжили свой век, денег на новые нет. А работать на чем-то нужно. Вот и приходится договариваться. Судя по количеству коптящих автобусов и грузовиков, договариваться приходится многим.

Недавно, толкаясь в пробках, от скуки занудствовал и считал «паровозы» — автомобили с коптящим выхлопом. Получилось что-то около двух десятков. Эти старые «Опели», «Ниссаны», любимчики всей страны «Пассаты» тоже составляющие дорожной безопасности, верно? Ездить с открытым окном уже невозможно, а каково приходится жителям многоэтажек, расположенных на оживленных магистралях или на улочках, нашпигованных «спящими полицейскими»? 

Понятное дело, каждый ездит на том, на чем может себе позволить. Но, погодите, нормы по дымности, по уровню СО и СН, кажется, никто не отменял. Содержать свой автомобиль в исправном состоянии, невзирая на его возраст, обязанность водителя. Уже сегодня в Минске в общем объеме поступающих в воздух загрязняющих веществ 85 процентов приходится на автотранспорт. А по результатам стационарных наблюдений, в 2017 году среднегодовые концентрации азота диоксида и оксида углерода в атмосферном воздухе в Могилеве, Витебске, Гомеле и Бресте были даже выше, чем в столице!

Разовыми акциями вроде «День без автомобиля» или «Чистый воздух» (она, кажется, и не проводится в последние годы) проблему точно не решить. Назрела необходимость сформулировать четкую стратегию борьбы с теми, для кого экология всего лишь бессмысленный набор букв.

losich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter