Посторонись, «бордюрщик»!

«Поймать такси» — эта крылатая еще в конце прошлого века фраза непонятна нынешнему поколению молодых. Они не знают, что найти свободное такси у вокзала или остановить его на дороге было порой невозможно. Сегодня ситуация обратная.

«Поймать такси» — эта крылатая еще в конце прошлого века фраза  непонятна нынешнему поколению молодых. Они не знают, что найти свободное такси у вокзала или остановить его на дороге было порой невозможно. Сегодня ситуация обратная. Это таксист «ловит» клиента или безнадежно ждет его на стоянке сутки напролет. За пассажиров отчаянно стал бороться и общественный транспорт. Особенно это видно на примере Бреста – первого города в республике, где на рынке пассажирских услуг когда-то громко заявил о себе частный бизнес.

В начале восьмидесятых годов прошлого века в Бресте жило около трехсот тысяч человек. Число брестчан к сегодняшнему дню не изменилось, а вот количество средств перевозки их по городу возросло во много раз. Если тогда ежедневно по улицам бегало примерно два десятка маршрутных такси, сегодня — около четырехсот. Вместо одного государственного таксопарка появилось еще с десяток частных. Открылись новые автобусные и троллейбусные маршруты. Немалая часть брестчан рассталась со статусом пассажира и пересела в личные авто, и поэтому борьба за горожанина, которому без чужих колес никуда не деться, развернулась нешуточная.

Первыми исчезли с улиц города так называемые «бордюрщики». Самых стойких из них можно видеть сегодня на железнодорожном вокзале, особенно по ночам. Но и эта лавочка скоро прикроется, когда произойдет запланированная реконструкция привокзальной площади и сюда направят городские транспортные маршруты.

Не выстоял в противостоянии с частным таксомоторным бизнесом и Брестский таксопарк. От  мощного предприятия осталось только десять ГАЗ-31, которые почти незаметны в общем потоке  городских такси. Некогда одна из самых престижных и доходных профессий в Бресте стала рядовой. Самодостаточность и привычка работать в условиях, когда пассажир тебя «ловит», подвела корифеев таксомоторного дела. Они вовремя не поняли, чем обернется для них появление в Бресте первых частных такси, организацией которых занялись молодые и энергичные специалисты.

Вовремя не оценили поначалу нового «противника» и два извечных конкурента за городского пассажира – троллейбусный  и автобусный парки. В споре за то, кто зарабатывает на нем больше, два «брата» в свое время разделились, выйдя из единой финансовой надстройки, разделив при этом единый проездной и начав печатать свои талоны. Тем не менее в  начале минувшего десятилетия брестский пассажир был недоволен и теми, и другими. 

Пока два монополиста на рынке общественных транспортных услуг решали свои внутренние и внешние проблемы, в Бресте появилась пока еще малоприметная частная маршрутка. Как вспоминает начальник транспортного отдела Брестского горисполкома Игорь Жминько, поначалу приходилось искать и уговаривать владельцев микроавтобусов заняться перевозкой людей на том или ином маршруте. Но очень быстро этот вид транспортных услуг получил бурное развитие. Брестский пассажир опять оказался в выигрыше. О давках в общественном транспорте здесь уже давно позабыли. В любую деревню Брестского района, куда после развала Союза перестали ходить автобусы, теперь можно с комфортом доехать на маршрутном микроавтобусе. По минимальной цене.

Потеряв значительную часть своих пассажиров, автобусный и троллейбусный парки уже давно позабыли о своих междоусобицах. Их объединили общие проблемы. Оставаясь самым дешевым видом городского транспорта, они несут еще одну социальную нагрузку – перевозят льготных пассажиров. При таком раскладе они были не в силах соперничать с появившимися мощными конкурентами.

Это понимали и руководители парков, и городские власти. Началась совместная работа по обновлению парка общественного транспорта. Но не стоит на месте и частник, развивающий свою сферу услуг в более выгодных экономических условиях. Нет ли опасений, что в этой конкурентной борьбе за клиента он возьмет верх?

«Нет, — говорит директор троллейбусного парка Леонид Гапасюк, — своего пассажира мы все равно вернем обратно. Вы видели наши новые троллейбусы белорусского производства? Не правда ли, в них приятнее ехать, чем в тесном маршрутном такси, куда люди входят согнувшись в три погибели. Пока их три, до конца года приобретем еще один. Будем обновляться и дальше. Это внешняя сторона дела. Что касается внутренней, то сегодня мы намного повысили дисциплину исполнения маршрутного расписания, стараемся повышать культуру обслуживания. Большие перспективы возлагаем на новые троллейбусные линии, которые соединяют новые спальные районы с центральной частью города».

Не боится сегодня конкуренции и директор Брестского автопарка Вячеслав Мельничук. «Мы уже приобрели для города 15 новых автобусов отечественного производства большой и особо большой вместимости, до конца года к ним добавится еще, как минимум, два. Процент обновления составил примерно14% (при плане 10). При таких темпах мы уже в ближайшие годы заметно поменяем свое лицо».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter