Постные лица, испуганные глаза — это православные?

Жизнерадостный — человек, радующийся жизни, счастливый оттого, что он — жив, существует, дышит, ходит, просто — есть
Большеглазый парнишка с головой фавна — неистребимо кудрявый и улыбчивый. Вернулся из Италии с твердым желанием жениться во что бы то ни стало. Хорошее желание. Правильное. А если тебе двадцать пять и ты полон решимости сделать мир счастливее, кто посмеет тебе возразить?



— У нас будет большой дом и много детей. Я буду учить их плавать. Мы станем ходить в походы и сплавляться по рекам. Надо бы купить лодку. И жениться.

Этого паренька я знаю с детства. Мой бывший ученик. Талантливый. Заботливый. Верующий. Невесту он еще не нашел, однако знает, что ему нужна девушка добрая и веселая. Только одно условие — не православная. Она не должна ходить в церковь. Желательно вообще из нерелигиозной семьи.
Недоуменно вскидываю брови:

— Но ведь ты вырос в церкви! Ты любишь службы, праздники, держишь пост, ходишь на исповедь. А девушка будет из другого мира?

— Так точно. Если это будет одна из наших православных девушек, — тогда, знаете что? Я просто умру. Упаду и умру. Мне-то всего и нужно — добрая и веселая. Где вы таких у нас видели?

“Кудрявый фавн” меня озадачил. А ведь это верно! Если добрых христианок я могу вспомнить немало, то веселых среди них не так уж и много. Что значит — веселых? Жизнерадостных! Не только христианок, но и христиан, которым бы нравилось жить.

Жизнерадостный — человек, радующийся жизни, счастливый оттого, что он — жив, существует, дышит, ходит, просто — есть. Верующему человеку эта интуиция должна быть особенно близка. Ведь и Христос миссию Свою в нашем мире определил простой и мудрой фразой: “Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком” (Ин 10:10). Разве не логично после этих слов ожидать, что ученик Христов — это человек с избытком жизнелюбия и радости, человек, которому нравится жить, влюбленный в жизнь, благодарный Богу за то, что он — жив?

— Это кто пишет такие слова? Вы что же, батенька, в церковь не ходите? Посмотрите вокруг: постные лица, испуганные глаза, виноватые взгляды — вы что, сюда всех депрессивных города собрали?

Есть правда в этих словах. Говорю как священник. Свидетельствую. Депрессивных людей немало среди верующих. Причин этому довольно много, и, к сожалению, не всегда они только личные. Атмосфера устоявшегося образа благочестия, стиль и канон поведения православного человека, негласно принятый в церкви, приводят к неожиданным последствиям. Люди сильно меняются.

И не всегда — честно скажем — в лучшую сторону.

Что же, этот традиционный тип православного благочестия порочен, его надо порицать, запрещать и обличать? Зачем такая категоричность? Путей реализации своего православного упования великое множество, и каждый из этих путей — личный, особый, неповторимый. Но помните, пожалуйста, что ваш стиль православной жизни — не единственный, и не всем подходит этот “размерчик”. Есть люди, которые в нем задыхаются просто потому что они, например, совсем немолчаливые интроверты и вовсе не испытывают восторгов от чтения акафистов. У них свой путь, своя мера.

Если рядом нет человека, с которого мне можно было бы “снимать узоры” по своему размеру, не бойтесь брать пример с “внешних” людей, даже нецерковных и атеистов — среди них немало порядочных, и — кто знает? — возможно, и святых людей. Православный человек может быть не только монахом и священником, регентшей или свечницей, но и политиком, спортсменом, успешным актером, которому нравится то, что он делает безо всяких укоров совести. Потому что святой человек — это прежде всего человек благодарный, а самый очевидный признак благодарного сердца — это когда вам очень нравится жить.

Ведь Господь для того и создал нас, чтобы мы жили и получали от этого радость. Живым все хорошо! Быть — хорошо! Жить — хорошо! И что мы можем Богу воздать за этот дар? Да Он ничего и не требует, только бы мы жили и не убивали в себе грехами и глупостью этот радостный восторг и жажду жизни.

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter